Марк Фридрихович совершенно прав. Уж не знаю почему, за этой оперой (как и за всем творчеством Даргомыжского) закрепилось редко проговариваемое вслух, но подразумеваемое реноме "второго эшелона". То ли потому, что уже был до того Глинка, то ли гениальные коллеги-последователи - "кучкисты", Чайковский - оттеснили в тень достижения своего старшего друга...
Похоже, работа пришлась по душе исполнителям. Разве что в первом действии они выглядят несколько не в своей тарелке - поют не всегда вместе, а то и фальшиво. Да и само действие течет вяловато. Кое-какие постановочные детали просто озадачивают - например, пара здоровенных чучел на гигантских качелях, видимо, каким-то сложно-ассоциативным образом символизирующая идею счастливого брачного союза, увы, так и не осуществившегося в этом сюжете.
Ярче впечатление - от второго акта, переносящего нас в княжеский дворец (правда, похожий на внутренность грота). Если преодолеть чувство головокружения от того, что громадная толпа людей зачем-то выдвинута на самую авансцену и чуть ли не валится в оркестровую яму, то зритель, вполне вероятно, получит удовольствие от богато поставленного массового действа, от эффектного пения хоров (хормейстер Станислав Лыков), от лихой цыганской пляски (Михаил Кисляров - одновременно и режиссер, и балетмейстер спектакля). Ну а исполнитель роли Дружки Александр Ильин просто очень хорош, темпераментным пением и актерской игрой весьма оживляя происходящее.
Настоящая кульминация представления - третье действие. Хотя произведенные постановщиками купюры вряд ли усиливают драматургию, тут наконец смогли в полную силу продемонстрировать свои вокальные и драматические возможности Анатолий Зайченко (Князь), Татьяна Ерастова (Княгиня), Александр Науменко (Мельник), Елена Зеленская (Наташа-Русалка), Ольга (Галина Черноба). Художники же Виктор и Рафаил Вольские устраивают сущую "водяную" феерию, изобретательной игрой света превращая сцену в кипящую волнами поверхность Днепра, а в конце и вовсе погружая нас на дно гигантского водоворота, словно объемлющего всю вселенную. Этой феерии вполне соответствуют роскошные краски оркестра, мудро прибереженные Даргомыжским и его сегодняшними интерпретаторами для завершения оперы... Ну и оценим еще один (думаю, осознанный постановщиками) изящный штрих: новый спектакль показали публике как раз в пору летнего солнцестояния, когда, по народным поверьям, русалки особенно активно вмешиваются в жизнь людей. Так что даже в этом отношении последняя премьера Большого оказалась кстати. Войти с ней в юбилейный, 225-й сезон театра, по моему разумению, будет не стыдно.
А каким ожидается этот сезон, что за премьеры нам предстоят, сдвинется ли с мертвой точки давно обещанная реконструкция комплекса зданий ГАБТа - об этом мы расскажем читателям в ближайшее время.