Известно, что это двадцатичетырехлетний гражданин Литвы, русский по национальности, сотрудник литовской налоговой полиции, завербованный пять лет назад. С начала 1999 года его использовали в разработанной ЦРУ спецоперации по проникновению в подразделения компьютерной и информационной безопасности ФСБ России. Цель - сбор информации об организации работы этих подразделений, личном составе, уровне профессионализма сотрудников, а также о возможностях противодействия этих структур осуществлению операций западных спецслужб против России. Предполагалось, что агент сумеет проникнуть в информационные сети ФСБ и будет регулярно "выкачивать" оттуда оперативную и другую информацию. Агент сообщил также, что в апреле - мае этого года в преддверии визита в Россию президента США ему была поставлена задача вывести представителя ФСБ на личную встречу в Польшу, передать ему подготовленные в ЦРУ материалы с целью захвата оперработника с поличным и его вербовки. В случае неудачи планировалось скомпрометировать "подрывную деятельность" российских спецслужб в глазах всего мира. Агент действовал под кличкой "Студент".
А тем временем в Удмуртии была предотвращена попытка украсть информацию, составляющую государственную тайну. Сотрудники Управления ФСБ по Удмуртской Республике вышли на жителя Воткинска, который пытался передать представителю иностранного государства сведения, не подлежащие разглашению. Поводом для "активной разработки" гражданина Савельева ( в интересах следствия и по этическим мотивам фамилия изменена) стали сигналы о том, что он постоянно нарушает правила работы. Таким образом способствуя утечке через него секретных сведений в области ядерных технологий. Савельев стремился установить контакты с представителями западных спецслужб, правда, при этом действовал очень осторожно, можно сказать - конспиративно. Выяснилось, что еще в марте 1999 года он установил контакт с одной из западных спецслужб. В обмен на передаваемые секретные материалы Савельев потребовал солидное денежное вознаграждение, а впоследствии - зарубежное гражданство для него и семьи, и, кроме того, приличный коттедж - виллу в Сингапуре. И не меньше. Вместо этого попал на беседу к местным контрразведчикам, где сознался, что был близок к совершению преступления, предусмотренного статьей 275 УК Российской Федерации "государственная измена". Савельев отделался легким испугом, учитывая раскаяние и содействие органам безопасности, ему дарована свобода. Правда, республиканская прокуратура сделала незадачливому шпиону официальное предупреждение.
Между прочим, за последние годы сотрудниками органов безопасности Удмуртии были выявлены и пресечены еще два случая "инициативного" шпионажа со стороны граждан республики, в том числе попытка передачи закрытых сведений в области ракетостроения. И каждый раз людей на эти деяния толкала погоня за длинным рублем.
КОММЕНТАРИЙ ИЗ ФСБ
Нам удалось связаться с Владимиром Непомнящим, одним из ведущих сотрудников Управления компьютерной и информационной безопасности ФСБ России, который рассказал, что попытки взломать защиту на сервере ФСБ происходят с завидным постоянством. Специалисты фиксируют не менее 10 за неделю, но еще ни одна хакерская атака не увенчалась успехом. А четыре года назад все компьютерщики с Лубянки со смехом читали письма мальчишек, которые сообщали, что взломали сайт ФСБ и проникли в тайну агентурной сети. На вопрос корреспондента "Труда": а что, если это не было шуткой, чекист ответил: "Говорю вам как специалист: грамотно построенную защиту сломать крайне трудно. Для защиты нашего сервера мы не используем никаких сверхъестественных средств, но несанкционированный доступ исключен".
... И ЛИТОВСКОГО ДГБ
Заместитель генерального директора ДГБ Арвидас Поцюс так откомментировал это сообщение ФСБ: литовская сторона "хотела бы до конца выяснить , как появилась такая информация" и добавил, что Департамент госбезопасности Литвы "в ближайшее время выступит с заявлением по этому факту". Кроме того, по словам Арвидаса Поцюса, никакого официального уведомления о задержании агента из Москвы еще не поступило.