В школах страны завершился учебный год. С чем покидают школьные стены выпускники, что им здесь дали, чему не научили? Между прочим, по данным опроса, 82% респондентов считают, что школа не готовит к самостоятельной жизни. Ну и никуда не деться от сравнения двух систем образования: нынешней — с советской.
Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ
— Школа должна готовить к самостоятельной жизни, но в ее стенах этому не учат. Слишком много обязательного: не так много предметов по выбору, даже дополнительное образование отягощено жесткими программами. Необходимо решительнее переходить от заучивания к постижению современных навыков. Но советская школа, пожалуй, готовила к жизни еще меньше сегодняшней. Она была слишком идеологизирована, что сужало пространство для развития. В эту сторону нам стремиться точно не надо.
Дмитрий Воробьев, школьный учитель
— Нельзя сказать, что в школьном образовании не внедряются новые технологии и подходы — такие, например, как проект «Московская электронная школа» (МЭШ). И все же во всем этом не хватает стратегии. Школа слишком зависит от показателей эффективности. Чем выше результаты ЕГЭ и ОГЭ, тем больше финансирование. Отсюда и «натаскивание» учеников. Учителя завалены бумажной работой и оргвопросами, на общение с детьми у классных руководителей не хватает времени. А сами дети перегружены: семь уроков плюс факультативы. Нужно пересматривать учебные программы, усиливать профильные направления в старшей школе.
Павел Кудюкин, бывший заместитель министра труда РФ
— Выпускники не представляют нынешние правовые и экономические реалии, школа воспринимается как временное пристанище перед поступлением в вуз, где всему научат. Кстати, та же проблема существовала и в советском школьном образовании — вспомните регулярные дискуссии на эту тему. Надо увязать школьную программу с тем, что происходит за порогом классов, но эта задача куда сложнее, чем натаскивание выпускников на тесты ЕГЭ.
Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель»
— Вы разочарованы тем, как вступают во взрослую жизнь ваши дети? Хотите, чтобы учеба напрямую была связана с карьерой, чтобы школа готовила к конкуренции за место под солнцем? Но школа не может быть лучше общества и государства, где не работают социальные лифты. Она делает то, что ждут от нее власти, и не делает почти ничего, что хотел бы учитель. А учитель хочет большего. Что делать в такой ситуации? Может, для начала дать возможность родителям, детям и педагогам больше влиять на школьную жизнь? Получив свободу, школа определит, куда идти, возьмет на себя больше ответственности за результат своих трудов. Глядишь, и ее связь с реальностью окрепнет.
Олег Шеин, депутат Госдумы
— Одно ясно: система ЕГЭ вряд ли готовит к жизни. Ведь жизнь куда разнообразнее четырех вариантов ответа в тесте. Стоит обратить внимание на зарубежный опыт, когда коллективы детей обучают работать над большими и малыми проектами. Так ученики постигают навыки кооперации — что определенно пригодится в жизни.