Российские футбольные клубы беднеют на глазах
Закончен бал, погасли свечи... Концовка российского чемпионата по футболу вышла на редкость интригующей, все вопросы о медалях и неудачниках были сняты лишь в последнем туре. Но итоговая таблица дает еще и пищу для размышлений о роли клубных бюджетов в истории. Здесь скромняга «Ростов» обогнал нувориша с брегов Невы, а самый расточительный клуб последних лет — «Динамо» — вовсе вылетел в первый дивизион. Сколько российские клубы тратят и что их ждет дальше в эпоху экономического кризиса?
Финансовая деятельность клубов премьер-лиги (РФПЛ) известна лишь в общих чертах — детали боссы хранят в тайне. Наша футбольная экономика только мутнеет, несмотря на многолетние разговоры о необходимости раскрыть финансовые данные. «Сейчас не то время, чтобы открывать их. Когда будет другая экономическая, социальная ситуация в стране, то может быть», — отрезал президент РФС Виталий Мутко. И все же попробуем выстроить участников чемпионата России по финансовому ранжиру.
На вершине сюрпризов нет. Самым богатым клубом и в минувшем сезоне стал «Зенит» — гендиректор Максим Митрофанов оценил его бюджет в 165 млн долларов. За ним пытается угнаться московский «Спартак»: в сезоне 2014/2015 в клубе называли цифру в 150 млн, и с тех пор, как уверяет глава совета директоров Леонид Федун, бюджет не изменился. Следом с отрывом следует «Локомотив», располагавший в сезоне 2015/2016, по словам экс-главы РЖД Владимира Якунина, 89 млн долларов (здесь и далее в пересчете по среднему курсу ЦБ с июля 2015 года в 61 рубль за доллар).
С тройкой финансовых богатырей не в силах конкурировать остальные клубы с амбициями — ЦСКА, «Краснодар», «Динамо» и «Рубин». Бюджет армейцев, по словам их президента Евгения Гинера, составил 70 млн. Расходы «Краснодара» год назад оценивались в 80 млн. Размер казны «Рубина» раскрыл мэр Казани Ильсур Метшин: 50 млн. С «Динамо» ясности нет. Прошлым летом, установив перед тем несколько трансферных рекордов, в клубе озвучили цифру в 150 млн. Однако после этого финансирование со стороны генерального спонсора — ВТБ — было усечено как минимум вдвое.
Следом выделим особую категорию — клубы из северокавказских республик. Бюджеты «Терека» и «Анжи» недотягивают до уровня топ-клубов, но и аутсайдерами их не назовешь. Опекаемый Рамзаном Кадыровым «Терек» уже много лет располагает стабильным, от 30 до 50 млн долларов, бюджетом. Махачкалинский «Анжи» на сезон 2015/2016 получил от своего владельца Сулеймана Керимова 25 млн.
Остальным же клубам, которые по большей части содержатся за счет региональных бюджетов, не до жиру. Отметим «Ростов» с 23 млн долларов (со слов губернатора Ростовской области Василия Голубева) и «Кубань» с 20 млн (по данным главы Федерации футбола Краснодарского края Ивана Перонко). В трех клубах планку установили на уровне 1 млрд рублей, что эквивалентно 16 млн долларов: эту цифру называли глава совета директоров «Крыльев Советов» Дмитрий Шляхтин, гендиректор «Уфы» Шамиль Газизов, а также министр спорта Свердловской области Леонид Рапопорт, курирующий екатеринбургский «Урал». А в роли самых бедных клубов утвердились «Амкар» с 13 млн (по информации президента клуба Геннадия Шилова) и «Мордовия», которая, согласно данным СМИ, вдвое сократила прошлогодний 25-миллионный бюджет.
Как видите, наблюдается несоответствие между финансовым рейтингом и турнирной таблицей. «Ростов» сумел обойти всю тройку богатеев, а главного из них — «Зенит» — лишил путевки в Лигу чемпионов. ЦСКА завоевал чемпионство, имея вдвое меньше средств, чем его заклятый соперник «Спартак». «Рубин» пропустил вперед скромные клубы из Самары, Грозного и Екатеринбурга. Ну, а все еще небедное «Динамо» впервые в своей большой истории не смогло сохранить прописку в премьер-лиге.
Подобные несовпадения подтверждает простую истину: в футбол играют люди, а не деньги. Впрочем, все очевидней общая проблема — тотальное сокращение клубных бюджетов. Они достигли пика в 2012-2014 годах и затем резко пошли вниз. В «Анжи» и «Рубине» финансирование сократилось в семь и три раза соответственно. Вдвое урезали бюджеты «Зенит» (с 300 млн), «Кубань», «Ростов» и «Крылья» (с 40), в полтора раза — «Локомотив» (со 145) и ЦСКА (со 120).
В такой ситуации по мелочам не сэкономишь, нужно урезать главную статью расходов — зарплаты футболистов (по данным УЕФА, она занимает 74% в структуре бюджетов российских клубов). Тем более что до кризиса гонорары выплачивались с привязкой к валютному курсу. Теперь клубам приходится проводить ювелирную работу, в индивидуальном порядке договариваясь с игроками об уменьшении жалованья. По словам Леонида Федуна, «Спартак» убедил некоторых игроков пойти на фиксацию курса в 55 рублей за евро. «Они согласились на эту меру, спасибо им за это», — говорит бизнесмен.
Спасибо крисизу: наши клубы стали осмотрительнее вести себя на трансферном рынке. Сейчас в тренде не покупки звезд, а продажи всего, что шевелится. В результате, по данным transfermarkt.de, суммарная трансферная стоимость составов «Локомотива» и ЦСКА упала в 1,5 раза, «Спартака» и «Кубани» — вдвое, «Динамо» и «Рубина» — втрое, а «Анжи» — аж в 14 раз. В минувшем сезоне РФПЛ покинули легионеры Кураньи, Буссуфа, Джуджак, Тино Коста, Вальбуэна, Рондон и Тимощук, что позволило сократить зарплатные ведомости в общем на 24,3 млн евро в год.
И все равно ряд клубов гнется под тяжестью долгов. Так, осенью из-за задержек зарплат основной состав «Ростова» отказался лететь на матч Кубка России. А с начала 2016 года Арбитражный суд Ростовской области зарегистрировал к клубу семь исков, в том числе от компании «Агрофест-Дон», требовавшей признать «Ростов» банкротом. Общая сумма задолженности героя нынешнего чемпионата, по оценкам СМИ, приближается к 400 млн рублей.
В долгах и «Амкар». «Что тут сказать, не платят и не платят. Играем за честь команды», — рассказывал вратарь Александр Селихов. Зимой поднялся скандал в «Кубани»: как признался форвард Роман Павлюченко, игрокам не платили несколько месяцев и лишь «кормили завтраками». «Никто не собирается выполнять обещания, нас каждый день обманывают. Больно смотреть на молодых ребят, которым порой не хватало денег на оплату съемной квартиры», — вздыхал футболист, сам недосчитавшийся с полмиллиона долларов. А в апреле кончилось терпение у игроков «Мордовии». «С нами никто из руководства не общается. Ничего никто не сообщает. Нужны ли мы вообще городу, руководству региона?» — вопрошал защитник Владимир Рыков. Саранцы решили бойкотировать один из матчей, и лишь в последний момент бунт на корабле удалось остановить...
P.S. В следующем сезоне бюджеты продолжат сокращаться, финансовые проблемы клубов только усилятся, считают эксперты. При этом тенденция на затягивание поясов усилится, если спонсоры внемлют призыву президента Владимира Путина, осудившего в декабре на заседании Совета по развитию физкультуры и спорта практику финансирования профессионального футбола за счет средств госкомпаний и предложившего ее прекратить.