Корреспондент «Труда» отправил через сервис сайта автоинспекции жалобу на штраф и столкнулся с неприятным сюрпризом
Рутинная по нашим временам процедура — попытка обжалования незаконно (по моему мнению) наложенного штрафа за нарушение ПДД — обернулась неприятным открытием. Отправив через специальный сервис сайта ГИБДД Москвы жалобу с приложением всех необходимых данных, я получил обескураживающий ответ: ваше заявление рассмотрено не будет. Причина: нет квалифицированной электронной подписи. Вот оно, дыхание прогресса!
Поскольку в России подавляющее большинство граждан такой подписью не обладают, мы уже от имени «Труда» запросили подтверждение пресс-службы МВД. Больше месяца ждали ответ — задержку нам объясняли сбоем в электронике. Что ж делать, ошибки электронных средств фиксации, путаница в электронных базах, сбои программ — обычное явление. Ошибаются люди, ошибаются машины — с кем не бывает... Тем важнее оперативно исправить ошибку, рассмотреть претензии граждан и вынести справедливое решение. Но это в теории. А на практике все иначе. Вместо ответа по существу мне в официальном письме из Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ объясняют: обратиться через сайт ГИБДД гражданин по закону может, но обжаловать штраф при отсутствии квалифицированной электронной подписи — нет. Вообще-то такой прием раньше назывался одним словом: отфутболить!
Хотя есть перед глазами и примеры другого толка. Взять хотя бы работу администратора московского парковочного пространства и департамента транспорта Москвы. Там тоже бывают электронные сбои и ошибки, но и реагируют на обжалования, как правило, позитивно и оперативно. А ГИБДД изобретает новые способы отбояриться от назойливых граждан, ищущих справедливости и указывающих на явные проблемы со зрением у понатыканных повсюду фотокамер фиксации.
Кстати, на аналогичное мое заявление об отмене штрафа, оформленное по всем правилам орфографии и бюрократии (с личной подписью) и врученное 30.03.2016 под роспись «Почтой России» начальнику Управления ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве полковнику Коваленко В.В. уже полтора месяца нет никакого ответа. А та же прокуратура Москвы через свой электронный сервис приняла к рассмотрению безо всякой электронной подписи мое заявление об обжаловании действий сотрудников ГИБДД...
Правда, по сути моего заявления пока нет ответа ни от одной из госструктур, в том числе и от Управления президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. Президентское управление отправило письмо в МВД России, а прокуратура Москвы — в прокуратуру Западного округа города Москвы. Штраф наложен 12 марта, в день якобы совершенного нарушения, я получил постановление по почте 20 марта, на следующий день отправил свое письмо об обжаловании. И вот уже два месяца мои заявления ходят по бюрократическому кругу. И это в век высоких скоростей и электронных сервисов!
Не ответила прокуратура Москвы и на аналогичное заявление моего знакомого, который пожаловался на ГИБДД, не рассматривающую его письмо без квалифицированной электронной подписи. И это притом, что в столице лично отдать заявление в ГИБДД — зачастую большая проблема. В этой ситуации электронные сервисы могли бы помочь делу. Если, конечно, о них и о реальном взаимодействии с гражданами пекутся наши правоохранители.
Не так давно в Москве разгорелся скандал: жалобщики устроили бузу в приемной ГИБДД по городу Москве на Садово-Самотечной. Возмущенные граждане не могли сдать свои заявления по причине физической перегрузки имеющихся в наличии штатных сотрудников. Это неудивительно: камер фотофиксации нарушений становится все больше. Говорят, сейчас устанавливаются такие, которые одновременно будут следить за двумя-тремя видами нарушений. Соответственно, и ошибок будет больше: например, камера измеряет скорость одного автомобиля, а в кадр попадает другой. Общеизвестно: система фотофиксации работает не только на пресечение нарушений, но и на облегчение карманов граждан. И на каком направлении проявляет больше энтузиазма, можно только догадываться.
Впрочем, вопрос куда шире, чем обжалование пустякового штрафа. Право мы имеем или твари дрожащие? Почему законопослушный гражданин, требующий исключительно соблюдения закона и ищущий справедливости не в пикетах и демонстрациях, а в прямом диалоге с правоохранительной системой, должен преодолевать столько барьеров, искусственно созданных на его пути бюрократами в погонах? Конечно, если у заявителя будут требовать электронную подпись, обращений граждан в правоохранительные органы станет меньше на порядок. Но претензии-то никуда не денутся, они просто примут совсем другую, более острую форму.
P.S. И, кстати, еще вопрос: почему гражданина можно наказать за несовершенное правонарушение, а чиновника, допустившего нарушение закона (например, нарушившего сроки реагирования на запросы граждан или ошибочно наложившего штраф), — нет?