Медик поставил диагноз ребенку по рентгеновскому снимку, присланному через WhatsApp. До приемного покоя он дойти не соизволил
Резонансная история вышла с диагнозом, который якутский хирург выставил по рентгеновскому снимку, присланному в интернет-мессенджер. Пользователи Сети восхищались мастерством эскулапа, а прокуратура инициировала по этому поводу проверку. Теперь врачу грозит как минимум дисциплинарная ответственность, хотя диагноз был поставлен верно, а родители пациента претензий не предъявляли.
Фабула такова: в минувшее воскресенье в приемный покой Намской райбольницы в Якутии был доставлен 11-летний пациент с подозрением на перелом руки. Дежурного хирурга не оказалось. Медперсонал взял у паренька анализы, сделал рентген, связался по телефону с доктором и объяснил ему ситуацию. Хирург попросил прислать фото рентгеновского снимка через интернет, что медсестра и сделала. В ответ получила сообщение: «Перелом, гипсуйте!». Указание хирурга было без промедлений выполнено, парня в тот же день отправили домой, поскольку не было показаний для госпитализации.
Так бы эта история и канула в Лету, если бы в ЦРБ Намского района не нагрянула прокурорская проверка совсем по другому поводу. Уже в процессе разбирательства одна из сотрудниц принялась нахваливать местных врачей и в качестве подтверждения их профессионализма привела в пример тот самый случай дистанционного лечения. Прокурорские ухватились за эту историю и раскрутили ее.
У людей в погонах своя логика. Откуда у хирурга взялась уверенность, что пострадала только рука? Медсестра осмотрела ребенка, взяла анализы, сделала рентген? Но она лишь медсестра... И старший помощник прокурора Якутии Марианна Рожина заявила: «Нельзя делать выводы о состоянии здоровья пациента, основываясь на единственном рентгеновском снимке, к тому же еще на экране мобильного телефона».
Теперь по факту лечения по WhatsApp идет прокурорская проверка. И хирургу еще повезло, что поставленный им диагноз оказался верным, а назначенное лечение правильным. В противном случае вместо дисциплинарной ответственности ему бы грозила уголовная, причем тот факт, что родители пациента на стороне врача, ровным счетом ничего бы не значил.
Да, в настоящее время дистанционное лечение вообще и постановка диагноза в частности запрещены, но вместе с тем полным ходом идет работа над законопроектом о телемедицине, который может быть внесен в Государственную думу уже этой осенью. В создании этого документа, между прочим, принимают участие Минздрав, Институт развития интернета, Фонд развития интернет-инициатив и «Яндекс». Так что если оставить за скобками факт отсутствия дежурного врача в больнице, то получается, что виновен он только в том, что немного опередил события. Можно с большой долей вероятности предположить, что еще до Нового года переписка врача и пациента по электронной почте юридически будет тождественна традиционному приему.
Да что там говорить, сам Минздрав, ничуть не смущаясь пробелов в законодательстве, с середины 1990-х активно работает над телемедициной. Начиналось все с видеоконференций и видеоконсультаций. А в 1999-м была создана московская корпоративная телемедицинская сеть, объединившая 32 лечебных учреждения. Сегодня технологии шагнули настолько далеко, что позволяют хирургу высокой квалификации дистанционно руководить операцией менее опытного коллеги на другом конце света.
Взвесив все за и против, приходишь к мысли, что для нашей страны телемедицина — штука полезная и необходимая. Учитывая расстояния между населенными пунктами в Сибири и на Дальнем Востоке, пациенты могут сутками добираться до ближайшей больницы, где бы им могли оказать квалифицированную помощь. Ведь тот же Намский район по площади — пол-Ивановской области. В тайге и тундре множество селений, откуда в распутицу просто невозможно добраться до райбольницы. Да и стоимость видеоконсультации в десятки и даже сотни раз дешевле поездки пациента в Москву из далекого далека. Опасность в другом: как бы развитие телемедицины в погоне за экономией не выродилось в массовое отлучение граждан от больниц и поликлиник и повсеместное врачевание по интернету...
Штрихи
Первой страной, где нашла практическое применение телемедицина, стала Норвегия. Сегодня в мире насчитывается около 300 телемедицинских проектов, которые условно можно разделить на клинические, образовательные, информационные и аналитические.