Кулинарный фестиваль «»Пища для ума» собрал издателей, историков литературы, рестораторов, готовых доказать, что чтение может быть вкусным занятием
Царицыно и Государственный литературный музей предложили посетителям «Пищу для ума». Прямой и переносный смысл затеи оценила корреспондент «Труда».
Когда Царицыно из живописных аутентичных развалин превратили в сверкающий свежеотполированным мрамором и только что нанесенной позолотой новодел, для многих музейная ценность ансамбля оказалась под вопросом. Но бесспорно, что в своей нынешней реинкарнации памятник (при наличии и собственной любопытной экспозиции) обрел статус главной межмузейной площадки столицы. Этим летом здесь решили устроить полномасштабные «Музейные гастроли».
Сезон открыл Государственный литературный музей (ГЛМ), которому в этом году исполняется 80 лет. Совместный проект «Литературные сезоны» начался с выставки «Воспоминание о будущем» (открыта до 6 августа). Продолжением же стал книжно-кулинарный фестиваль под открытым небом «Пища для ума», собравший в минувшие выходные издателей, историков литературы, рестораторов — тех, кто с фактами в руках готов доказать, что чтение может быть удивительно вкусным занятием. Причем не только тогда, когда в руках у вас книга кулинарная. Страницы русской классики хранят такое количество гастрономических шедевров, что впору составлять энциклопедию. Ведь нынешнему читателю зачастую неизвестны даже названия большинства блюд, составлявших меню пушкинских, гоголевских или чеховских героев, что уж говорить о рецептах. Вот что сказала «Труду» Наталья Смольянинова, руководитель отдела выставочных проектов ГЛМ.
— Интерес музеев к гастрономии переживает настоящий бум: очень интересно работает музей «Коломенская пастила», в Ясной Поляне появился проект «Секреты усадебной кухни». Тема восстановления отечественных кулинарных традиций благодатная: едят-то все и каждый день, так пусть еще и читают — книжку в левую руку, ложку в правую. Гурмана сегодня удивить трудно, но предложите ему отведать любимое блюдо Собакевича или обед Онегина! Вот мы и придумали не просто книжную ярмарку, а фестиваль с мастер-классами, дегустациями и путешествиями по кулинарным традициям разных стран.
С полудня, вооружившись блокнотами, посетители толпились у шатра, где проводились мастер-классы: отбивная для И.А. Крылова, картофель «Пушкинъ», знаменитый Анковский пирог по рецепту С.А. Толстой. Малыши учились готовить бутерброд для Незнайки, сладости из книжки о Мэри Поппинс. Кстати, а вы знаете, что больше всего любит Карлсон? Варенье — ответ неправильный, это фантазия авторов любимого многими мультика. В книжке Линдгрен речь о совсем другом блюде. Забыли, о каком именно? Перечитайте — это, кстати, одна из главных целей фестиваля: вернуть любимые книги в руки публики, избалованной кино и телевидением.
— Не в том беда, что мы стали читать меньше, — говорит известный литературный критик, директор Института книги Александр Гаврилов, организовавший мастер-классы фестиваля. — Уменьшилось присутствие культуры в жизни человека. С рождением СССР широкая публика отключилась от истории культуры, и при его распаде произошло почти то же самое. Этот культурный перелом надо как-то сращивать. Мы тут учим готовить телятину в сливочно-грибном соусе сюпрем потому, что ее любил Крылов, а не просто потому, что это вкусно. И как бы оказываемся за соседним столом с великим баснописцем.
Этот проект, так же как высокая литература, словно бы отменяет время. В маркетинге есть такое понятие «конверсия обращений» – какой процент увидевших рекламу потом воспользуется продуктом. Я прекрасно отдаю себе отчет, что у таких мероприятий конверсия не слишком высока. И это – нормально! Восстановление интереса к литературе, истории – не ударная стройка. Здесь досрочного выполнения плановых показателей быть не может.