Трезвый автомобиль

Пьяницы на дорогах достали даже министра МЧС Сергея Шойгу. Недавно он предложил установить в каждую машину специальные алкотестеры, которые не позволят водителю под мухой даже завести автомобиль, а не то что ехать на нем.

Самые страшные

Выступая на выставке "Комплексная безопасность" на ВВЦ, Сергей Шойгу был категоричен:

- Вряд ли кто-то добровольно будет ставить такие системы в машины. Но, если уж мы серьезно взялись бороться с пьянством за рулем, то это надо ввести в обязательном порядке.

Почему именно главный спасатель страны сделал такое предложение? А потому, наверное, что работники его ведомства каждый день видят, как выглядят "пьяные" аварии. В редких случаях они обходятся без жертв. Причем сам виновник часто страдает меньше, чем окружающие. Да вы и сами знаете, что страшнее и придумать невозможно. Дело в том, что пьяный водитель считает, что он всегда прав и что дорога для него главная и прямая. Так, основную часть наездов на пешеходов, автобусные остановки, тротуар, где ходят люди, совершают именно нетрезвые водители.

Дыхнул - поехал

Что же это за приборы, которые способны помешать выпившему человеку выезжать на дорогу? За рубежом они не в новинку. Устройство нехитрое. Миниатюрный алкотестер монтируется в брелке автомобильного ключа. На нем несколько лампочек и трубочка. Чтобы запустить двигатель, надо подуть в эту самую трубочку. Если загорается зеленый свет, то это значит, что в парах выдоха водителя нет алкоголя. Ключ-брелок передает команду автоиммобилайзеру, и тот разрешает пуск мотора. Можно ехать спокойно. Желтый цвет предупреждает о том, что поездку лучше отложить хотя бы на час-два. Ну а красный запрещает садиться за руль в ближайшие несколько часов. Другие автозамки устанавливаются прямо на панели. Действуют по такому же принципу и запустить мотор позволяют только в том случае, если доза спиртного в выдохе не превышает установленной нормы. В Швеции, например, с прошлого года компания Volvo Cars запустила в производство устройст-во под названием Alcoguard. Дышать также надо в трубочку. Порог - 0,2 промилле. Если он превышен, машина не тронется с места. Алкозамок можно настроить и на разрешенные у нас 0,3 промилле. Так что использовать его в России можно. Бортовой компьютер сохраняет информацию 30 минут. Поэтому дышать в трубочку после каждой остановки двигателя на несколько минут не надо. Производит такие тестеры и шведская фирма Saab. Планирует выпускать их и концерн Nissan.

Уточнение

Алкозамки шведы уже устанавливают на общественном транспорте - в автобусах, маршрутках, - а также в автомобилях, которые отправляются в далекие рейсы. Для частников такая опция пока монтируется только по желанию клиента. Что касается маршруток и автобусов в России, то, по-моему, у нас нужно как можно быстрее закупить алкозамки и установить их принудительно за счет фирм, занимающихся перевозками людей.

Прибор предупредит

Еще один тип антиалкогольного устройства есть в некоторых японских машинах. Оно измеряет наличие винных паров в салоне. А потом голосом или красным сигналом предупреждает водителя, что лучше не ехать дальше, а остановиться. Предупреждение будет капать на мозги до тех пор, пока автомобилист не покинет салон. Его недостаток в том, что винные пары в салоне могут быть не только от водителя, но и от пассажира. Россияне его обычно отключают.

Не гадайте

Предложение Шойгу вызвало у автомобилистов небывалый ажиотаж. Главный вопрос: когда будут устанавливать? Коллеги, успокойтесь. Идея только витает в воздухе. Но вы знаете, на что способны наши чиновники. Возьмут да и рубанут с плеча. Тем более что положительные примеры за рубежом есть. Подобная система начала действовать в 2009 году в шести штатах США: Аляске, Иллинойсе, Колорадо, Небраске, Южной Каролине и Вашингтоне. А в штате Нью-Мексико таким способом борются с пьянством за рулем уже четыре года. И результат налицо: смертность на дорогах по вине выпивох сократилась на 20%. Правда, алкозамки устанавливают не на все машины, а только на те, водители которых один раз уже попались на вождении в пьяном виде. Я лично за такой подход. Но у нас чиновники очень любят стричь всех под одну гребенку. Однако если даже функционеры скопируют американский опыт точь-в-точь, то стоит ли ждать первого "попадания"? Ведь кроме лишения прав после него до двух лет вам придется выложить потом еще долларов 100 за алкотестер и каждый месяц платить по 30 долларов за его эксплуатацию. Как в Америке. Так что не надо гадать и ждать, когда введут обязаловку. Тем более что определить, стоит садиться за руль или нет, у нас можно и за 300-400 рублей - такова цена самого простого миниалкометра в виде брелка. Дунул - поехал.

Предостережение

Многие водители уверены, что алкоголь можно вывести из организма гораздо быстрее, чем он сам выйдет оттуда естественным путем. Например, выпить кофе, залезть под холодный душ и так далее. Увы, это заблуждение. Прежде чем покинуть бренное тело, алкоголь должен окислиться. А на это требуется время, и его не сократить. Хотя, конечно, парилка, бег, чай или кофе помогают привести себя в порядок. Но в алкотестер гаишника до полного отрезвления (табличка с указанием, сколько времени задерживается алкоголь в организме, по-моему, есть у каждого водителя) лучше не дышать, даже если вы и выглядите бодрячком.

Вопрос-ответ

Многих читателей волнует "чисто русский вопрос": а можно ли обмануть или вывести из строя алкозамок?

Сломать можно все. И обмануть тоже. Допустим, перед поездкой попросить трезвого товарища дунуть в алкоключ и завести мотор. Но как потом обмануть гаишника? А со сломанным или утерянным прибором в Швеции, к примеру, надо ехать к дилеру за новым алкоключом.

Слышала, что подмосковные инспекторы получили какие-то новые сверхточные алкотестеры.

Елена Приорова, Балашиха

Да, это так. Первую партию так называемых инновационных алкотестеров Госавтоинспекция Подмосковья недавно получила. Эти портативные аппараты определяют содержание алкоголя в парах выдыхаемого воздуха и крови. Важно также, что они распечатывают результаты проверки, где вписаны не только данные водителя и время тестирования, но и сведения о проверяющем инспекторе ДПС - номер жетона, фамилия, подразделение. Новые алкотестеры, как считают в ГИБДД, облегчат работу сотрудников ДПС и снизят вероятность ошибок.

Слышал, что якобы скоро у гаишников появятся приборы, которые будут засекать пьяного водителя на расстоянии. Мне не верится, что такое возможно. А вам?

Владимир Пименов, Тула

Мне тоже. Хотя определить наличие паров алкоголя в салоне, наверное, возможно и на расстоянии. Техника идет вперед быстро. Правда, в таком случае гаишники будут останавливать и машины, в которых сидят пьяные пассажиры. Тем не менее замечу: увидеть поддатого водителя инспектор может и через видеокамеру. А опытный гаишник определит его и невооруженным глазом - по манере вождения, которая очень специфична.

Поговаривают, что наиболее злостных пьяниц за рулем будут лишать прав не на 3 года, как сейчас, а на 10. Правда ли?

Идею лишать водительского удостоверения до 10 лет водителей, которые второй раз попадаются на пьянке, вынашивает лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. Кстати, такая мера применяется к нарушителям в Казахстане. Лысаков предлагает ужесточить наказание в качестве альтернативы инициативе Сергея Шойгу. Официально никто не намерен ужесточать наказание для нетрезвых автомобилистов. Возможно, только пока. Что будет - время покажет. Но то, что борьба с пьяницами усиливается, - это факт.