МАЛЬЧИКИ ИДУТ ЗА РАДУГОЙ

Идея этого форума принадлежит директору ТЮЗа имени Брянцева Светлане Лаврецовой, которая вот уже шестой год вместе со своими коллегами устраивает праздник для питерской детворы и приезжающих со всех концов страны и зарубежья коллективов.

Накануне смотра пронесся слух, будто здание этого театра, построенное по специальному проекту в 70-е годы, местные власти решили снести и на его месте построить новое, где будут размещаться музыкальные коллективы, танцевальные ансамбли и, возможно, ТЮЗ, если он к тому времени уцелеет после скитаний по разным площадкам. Театральная общественность немедленно прореагировала на это, а Союз театральных деятелей России направил письмо мэру Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой не выселять коллектив из помещения, требующего только ремонта. Как разрешится этот конфликт, пока неизвестно, но, думаю, после фестиваля "Радуга", на который приехали видные деятели детских театров, чтобы поддержать коллег в трудную минуту, инициаторы новостройки крепко подумают, стоит ли им связываться с таким мощным братством. И, конечно же, не случайно накануне открытия форума был проведен вечер, посвященный памяти Зиновия Корогодского, более 20 лет возглавлявшего питерский ТЮЗ и воспитавшего целую плеяду замечательных режиссеров и актеров.
Казалось бы, у ТЮЗов нынче незавидная участь, поскольку они изначально нерентабельные: здесь билеты дороже чем по 100 рублей не бывают. Но если их ликвидировать или перепрофилировать, то вместе с ними исчезнет один из тех немногих художественных институтов, который формирует у подростков социальную активность, нравственность. На фестивальной пресс-конференции режиссеры, детские психологи, педагоги говорили о том, что ТЮЗам необходимы государственная поддержка, специальные гранты на постановки для детей от 6 до 9 лет, в противном случае театры вынуждены будут работать только для старшеклассников, чтобы выдержать конкуренцию со взрослыми коллективами и антрепризами. Это вопрос государственный, и он тесно связан с нравственным здоровьем нации. Это хорошо понимают те худруки, которые не один год возглавляют детские театры.
Постоянно приезжающий на "Радугу" екатеринбургский ТЮЗ под руководством Вячеслава Кокорина в этом году поразил зрителей пьесой "Дембельский поезд" 28-летнего драматурга Александра Архипова, которую поставил молодой артист театра Олег Гетце. До них еще никто в детском театре не касался чеченской войны, не пытался рассказать о 18-летних мальчишках, исполнивших свой воинский долг до конца. В этом жестком и предельно лаконичном спектакле не было натужного патриотизма, но была чуть ли не документальная правда. Как выяснилось, постановка рождалась из бесед с участниками военных конфликтов, с матерями погибших в Чечне сыновей, боевыми командирами. Зрители, наблюдая за тремя тяжелоранеными солдатиками, мечтающими вернуться домой и зажить на славу, только к финалу спектакля понимают, что те уже умерли, оставив другим решать, в чем заключался смысл их жизни. И гибели тоже. И хотя в регламенте фестиваля не было премии за лучшую пьесу, жюри решило ее учредить и вручить молодому автору.
В ходе фестиваля несколько интересных постановок показали и европейские театры. Так, спектакль из Хорватии "Площадь войны", рассказывающий о детях-беженцах, и трансформированная на современный лад сказка о Белоснежке, привезенная из Швейцарии, показали, что богатая режиссерская фантазия и беспредельная самоотдача актеров способны творить чудеса - даже без привычных декораций. Как бы вступая в состязание с этими театрами, известный московский художник Дмитрий Крымов доказал на примере чисто сценографического спектакля "Недосказки", что визуальный ряд картинок из русских народных сказок без участия актеров действует на зрителей не менее эмоционально, чем классическое представление. За что и был награжден специальной премией жюри.
И все-таки главный приз за спектакль малой формы получили эстонцы, покорившие публику неординарным решением национального эпоса. В спектакле "Калевипоэг" фольклорный, смекалистый герой пытается освободить свой народ от злых сил и бесовщины. Кстати, театр ВАТ из Таллина, представлявший это действо в виде пластических этюдов, был основан в 1987 году по решению Министерства культуры СССР. Он часто гастролирует в России, подтверждая аксиому: для настоящего искусства нет границ.
Сегодня же в России открыть новый театр так же сложно, как и закрыть никому не нужный коллектив. Тем не менее Сергей Женовач пытается доказать, что его выпускники актерского факультета ГИТИСа достойны своего театра, и для этого у них уже есть собственный репертуар. Один из этих спектаклей - "Мальчики" по девяти главам романа Достоевского "Братья Карамазовы" - был показан на "Радуге". Публика во время представления чуть ли не висела на люстре, всем хотелось увидеть рождение нового коллектива, исповедующего русскую школу психологического искусства. Поэтому никто не был в обиде, когда на закрытии фестиваля было объявлено, что Гран-при и солидную денежную премию получает студенческий коллектив Сергея Женовача. Он заслужил это, и хочется надеяться, что найдутся люди, которые помогут молодежному театру встать на ноги.