ТАЙНЫ БОЛЬШОГО ТРЕУГОЛЬНИКА

Вряд ли в какой другой столице мира следили за сообщениями о ходе российско-американского саммита столь пристально, как в Пекине.

Повышенное внимание наших восточных соседей к происходившему в первопрестольной и на берегах Невы объясняется просто - несмотря на огромные изменения в мире за последние годы, баланс сил и интересов в геополитическом треугольнике Россия - США - Китай продолжает оказывать серьезное влияние не только на взаимоотношения между его участниками, но и на всю мировую политику.
Устами представителя внешнеполитического ведомства официальный Пекин приветствовал подписание российско-американского договора о сокращении стратегических ядерных потенциалов, охарактеризовав это соглашение как важный шаг в направлении главной цели - всеобщего ядерного разоружения. В остальном же китайские оценки итогов встречи лидеров РФ и США отличаются большей сдержанностью, а в сопутствующих комментариях акцентируется внимание не столько на сходстве, сколько на различиях позиций Москвы и Вашингтона. По мнению местных наблюдателей, и сам разоруженческий договор оставляет немало вопросов и, скорее, представляет собой формальную констатацию того, что обе стороны намеревались предпринять в одностороннем порядке - еще в ходе предвыборной борьбы в 2000 году Буш пообещал сократить американский стратегический арсенал, а России просто не по средствам содержать на вооружении полчища ядерных боеголовок.
Понять специфику китайского взгляда на российско-американский диалог поможет, думается, дискуссия о вибрирующих, словно тонко натянутая нить, взаимоотношениях все в том же "большом" треугольнике РФ - США - КНР. Вспыхнув в кругах местных внешнеполитических экспертов с новой силой еще в преддверии российского турне Дж. Буша, она продолжается поныне.
Одни, условно их можно назвать пессимистами, усматривают в наметившемся сближении между Москвой и Вашингтоном весьма неблагоприятный фактор для Пекина - дескать, стратегический партнер в лице России сначала допустил американцев в Центральную Азию, потом смирился с их выходом из Договора по ПРО и вот уже готов сотрудничать с НАТО. Выходит, шаткое равновесие в известной геополитической конфигурации нарушено - Москва может разыграть китайскую карту в игре против США, Вашингтон не прочь пустить в ход российскую карту против КНР, и лишь последняя осталась без козырей на руках.
Другие же, относящие себя к реалистам, вовсе не склонны драматизировать ситуацию - хоть между бывшими противниками по "холодной войне" теперь и нет былой вражды, а есть союз в войне с международным терроризмом, считают они, говорить о перспективах равноправного партнерства между РФ и США все же преждевременно. Препятствием тому, мол, существенные разногласия сторон в подходах к целому ряду региональных проблем (ситуация вокруг Ирака, технологическая помощь Ирану), не говоря уже о различном восприятии многополюсного мира и нежелании Вашингтона видеть возрожденную могущественную Россию, тем более что ту еще предстоит признать страной с рыночной экономикой.
Напротив, Пекин и Москву объединяют схожие взгляды на вопросы стратегической стабильности и роль ООН, общее стремление к построению нового справедливого международного порядка, а потому нет ровным счетом никаких оснований бить тревогу по поводу гипотетического негативного воздействия российско-американского сближения на отношения между КНР и РФ.