БАРРИКАДНАЯ РИТОРИКА

В КПРФ, как и предсказывал "Труд" в публикации "Спикер остается" (10 апреля), возобладала линия

В КПРФ, как и предсказывал "Труд" в публикации "Спикер остается" (10 апреля), возобладала линия радикалистов. Собственно, еще накануне пленума по демонстративно бескомпромиссной фразе лидера КПРФ Геннадия Зюганова стало очевидно: решение предопределено. "Мы будем укреплять свою партию, - сказал он. - На войне есть герои, но есть и предатели". Сравнение политической борьбы в стране с войной ясно свидетельствует: линия лидера московских коммунистов Александра Куваева, активнее всех выступавшего за исключение Селезнева, одержала верх.
Между тем и Селезнев, и Губенко говорили о том, что для них государственные интересы выше партийных. Однако радикальная коммунистическая верхушка, как и в советские годы, отождествляет свои воззрения с интересами государства, будучи уверена в ошибочности взглядов любого, кто "не с ними" - отклоняется от "генеральной линии". Много лет назад эта "упертость" уже сыграла злую шутку с коммунистами: КПСС распалась на несколько левых структур.
Несмотря на заверения Зюганова, будто партия едина, в ней назревает кризис. Правда, руководитель агропромышленной депутатской группы Николай Харитонов сказал: "Никакого раскола у коммунистов нет. Несколько человек отступников - это еще не вся партия". На самом деле ситуация посерьезнее. По мнению заместителя руководителя фракции "Яблоко" Сергея Иваненко, "в руководстве компартии, по сути, организационно оформилась группа - своего рода "правый уклон" - во главе с Геннадием Селезневым". Избавление же от "инакомыслящих" лишь подхлестнет процесс раскола. Об этом свидетельствует факт: если 10 апреля на пленуме ЦК в поддержку Селезнева выступили 15 членов, то сейчас таковых было уже 25 при 76 против. За Горячеву оказалось 35, за Губенко - 38. Причем голосование организовали не без элемента партийного иезуитства: оно было не просто поименным - каждому члену ЦК пришлось лично объявить о своем выборе. А что произошло бы, будь голосование тайным?
Горячева, оценивая его итоги, сказала: не думала, что за нее, Селезнева и Губенко проголосует такое большое количество членов ЦК "в условиях того давления, которое имело место". А Губенко иронично подчеркнул: "Партия приняла то решение, для которого она созрела". Селезнев тоже был достаточно точен в своих оценках будущего КПРФ. Оно печально, если партия будет "окуваиваться", подчеркнул он. Решение пленума Селезнев назвал "огромной ошибкой, может быть, в какой-то степени трагической"...
Так что же ждет партию, которая сваливается в непримиримую оппозицию по отношению к прагматичным действиям власти, президента, направленным на укрепление государства и его места в мире? "Медленный исход из партии будет продолжаться", - считает лидер фракции СПС в Госдуме Борис Немцов. "Партию теперь ожидает глубокий кризис, и исключение Селезнева и других - это только начало", - уверен лидер группы "Народный депутат" Геннадий Райков. Руководитель фракции "Единство" Владимир Пехтин высказался просто: "Это явный раскол". По его словам, начало "охоты на ведьм" в КПРФ - это начало конца самой партии. На взгляд президента фонда "Индем" Георгия Сатарова, этот раскол может перекинуться и на более мелкие организации левых сил. Глава Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что основной электорат КПРФ, который никогда не уйдет от компартии, если она не откажется от коммунистических атрибутов, - это всего лишь 12 - 15 процентов избирателей, то есть вдвое меньше, чем обычно высказывается в ее поддержку.
Выталкивание "инакомыслящих", переход лидеров КПРФ на риторику баррикадности оттолкнет от нее часть избирателей. Причем переход этот обозначился уже не только во внутрипартийной борьбе. На том же пленуме было принято заявление "Об угрозе национальной безопасности России". В нем отражено отношение партии к Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов, подписанному президентами России и США. Улучшение позиций России в мире, внутренняя политика не по "рецептам" компартии - все это в ее трактовке - катастрофа, предательство неких оторванных от реальности абстрактных "интересов"...