В Китае в самолеты перестанут пускать «лиц, утративших доверие общественности». Возможно, этот опыт пригодится и для российских перевозчиков
Власти Китая ужесточают правила безопасности на авиарейсах: с мая на борт самолета не пустят «лиц, утративших доверие общественности». К таковым отнесены все нарушители, попавшие в черный список. Основанием для этого служат ложные сообщения о терактах, попытки проникнуть в кабину пилотов, регистрация по поддельным документам, брошенные в проходе чемоданы, конфликты и курение на борту.
Возможно, этот опыт пригодится и для российских перевозчиков — уж у нас-то кандидатов в черный список с лихвой. Криминальные сводки пестрят случаями воздушного хулиганства, авиадебоширы превратились в одну из острейших проблем отечественной гражданской авиации. С 2006-го только «Аэрофлот»" зарегистрировал 3,5 тысячи грубых нарушений правил поведения пассажиров на своих рейсах. Среди них свыше 40 нападений на членов экипажа, случаи повреждения салона и поломки оборудования, ситуации, создающие непосредственную опасность для пассажиров.
Вот совсем свежий пример. К помощи полиции 16 апреля вынужден был прибегнуть командир воздушного судна на рейсе Домодедово — Санкт-Петербург — Варадеро (Куба). По прибытии в Северную столицу он попросил полицейских подняться на борт, чтобы утихомирить двух неадекватных пассажирок. Ими оказались милые 26-летние дамы под крепким градусом, которые матерились и посылали подальше соседей и бортпроводников. В полиции на них составили административные протоколы. Им грозит штраф от 500 до 1,5 тысячи рублей или административный арест на 15 суток (последняя мера — это вряд ли). Ну и кого такое наказание напугает?
Неделей позже инцидент случился на рейсе «Победы» из Ростова-на-Дону в Санкт-Петербург. 54-летний пассажир курил в туалете, датчики безопасности отреагировали на дым, командир пошел на незапланированную посадку во Внуково. Авиакомпания понесла убытки, пассажиры опоздали... Но курильщику никто не запретит купить билет на другой рейс.
«Я двумя руками за то, чтобы брать пример с Китая», — заявил «Труду» эксперт Международной организации гражданской авиации ИКАО Виталий Бордунов.
Все, что подпадает под акты уголовщины — хулиганство, причинение вреда, — должно соответствующим образом наказываться, считает вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков. «Пора, учитывая участившиеся случаи дебоширства на борту, у нас ввести порядок, заведенный, например, в аэропорту Тель-Авива, где каждый пассажир еще на регистрации проходит серьезную проверку местными секьюрити», — напоминает эксперт.
Да, наши правоохранительные органы имеют право привлекать к ответственности, вплоть до уголовной, за хулиганские действия при перелетах. Но такие случаи наперечет. В 2017-м в производстве находились всего четыре уголовных дела, из которых по трем фактам авиадебоширы привлечены к уголовной ответственности. В этом году возбуждены пара уголовных дел. И все. Отметим, что все случаи ЧП на борту связаны с употреблением спиртного. Но, в отличие от рамок металлоискателей, алкотестеров нет ни на входе в аэропорт, ни в салоне самолета.
Впрочем, есть надежда, что ситуация изменится в связи с ЧМ-2018. В июне начинает действовать подписанный президентом закон, разрешающий авиакомпаниям составлять черные списки нарушителей и отказывать им в дальнейшей перевозке. Вступят в силу и соответствующие поправки в Воздушный кодекс. Может, действительно авиадебоширам крылья подкоротят — и остальным пассажирам от этого станет намного спокойнее.