Щит на Черном море
Черноморский флот, который еще на 25 лет останется в Севастополе, серьезно укрепит безопасность России
С военно-стратегической точки зрения Черноморский флот выполняет важную для России задачу: прикрывает от нападения юго-западный фланг страны. «Сил одного сухопутного Северо-Кавказского округа для обеспечения безопасности в этом регионе никогда не будет достаточно, для этого обязательно нужна поддержка с моря», — заявил «Труду» бывший первый замглавкома ВМФ СССР адмирал флота Иван Капитанец. Особенно зримо проявилась роль Черноморского флота во время войны с Грузией в августе 2008 года. В ее первый день, 8 августа, из Севастополя в Новороссийск срочно были переведены большие десантные корабли «Цезарь Куников» и «Саратов», с которых в тот же день вечером в Абхазии высадились два батальона и 170 единиц боевой техники из состава 7-й воздушно-десантной дивизии.
Еще через день патрулировать рейды Сухума и Очамчиры стал еще один отряд Черноморского флота — малый ракетный корабль «Мираж», малый противолодочный корабль «Суздалец» и два морских тральщика. Они были атакованы грузинскими сторожевыми катерами, но успешно отбили атаку и потопили один из нападавших на них кораблей противника. Тем не менее за годы, прошедшие после распада СССР, Черноморский флот сильно устарел. По подписанному в 1997 году соглашению между Украиной и Россией наша страна не имела права увеличивать состав флота и модернизировать его. В результате, по экспертным оценкам, сейчас более 80% кораблей флота подлежат списанию. Например, самому «молодому» кораблю в Севастополе — подводной лодке «Алроса» — исполнилось в этом году 20 лет. А сторожевику «Ладный», отличившемуся осенью прошлого года при освобождении от пиратов сухогруза Arctic Sea, уже более 30 лет.
Перебазирование флота из Севастополя в Новороссийск могло бы стать трагедией для моряков-черноморцев, так как Севастопольская бухта по своей конфигурации является самой удобной гаванью в мире, а Новороссийский порт крайне неудобен из-за своих климатических условий для стоянки кораблей и дефицита причалов. Кроме того, флот — это прежде всего сложнейшая береговая инфраструктура: склады оружия и топлива, аэродромы для самолетов морской авиации, судоремонтные заводы, узлы связи, учебная база для подготовки личного состава, госпитали. В Новороссийске все это пришлось бы создавать заново.