Рожденный ползать

На заводском аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнАПО) разбился новейший российский истребитель Су-35. Летчика-испытателя Евгения Фролова спасло мгновенно сработавшее катапультное кресло.

В 11 часов по местному времени Су-35 с серийным номером 03 выполнял свой первый испытательный полет. Начавший разбег истребитель не успел оторваться от земли. Не снижая скорости, он вылетел за пределы бетонки, столкнулся с препятствием и загорелся. По предварительным данным, вышла из строя система подачи топлива, что не позволило "сушке" подняться в воздух.

Фролов успел покинуть самолет. Летчик получил лишь незначительные повреждения, что похоже на чудо при катапультировании с нулевой высоты. Его спасло установленное на Су-35, как и на большинстве других российских боевых самолетов, катапультное кресло К-36. Такое же и тоже сработавшее практически на нулевой высоте кресло сохранило жизнь летчику-испытателю Анатолию Квочуру при аварии истребителя МиГ-29 в 1989 году на авиасалоне во французском Ле Бурже.

В причинах гибели самолета разберутся, однако в любом случае она значительно осложнила программу создания новейшего истребителя. На заводе осталось всего три таких самолета. К началу апреля они успели выполнить лишь первую сотню испытательных полетов, что намного меньше запланированного. Поэтому даже до воскресной аварии перспективу принятия Су-35 на вооружение российских ВВС пришлось перенести с 2011-го на 2015 год. Теперь и эта дата под угрозой.

Летчика спасла лучшая в мире катапульта

Катапультное кресло К-36 создано академиком Гаем Севериным и считается самым надежным в мире. Устанавливается не только на истребителях, но даже и на стратегических бомбардировщиках Ту-160.

Процесс катапультирования занимает всего 0,6 секунды и возможен на высотах от 0 до 25 километров на скоростях до 1400 километров в час. При срабатывании несколько дополнительных ремней мгновенно пристегивают летчика к креслу, чтобы он не получил травмы и выдержал 20-кратные перегрузки. Выдвигается щиток для защиты от сильнейшего встречного воздушного потока. Пиропатрон сбрасывает остекление кабины, и пилот покидает машину. С летчиком приземляется закрепленный под креслом носимый аварийный запас с медикаментами, продуктами и оружием. Включается аварийный маяк, который автоматически подает сигнал бедствия.