- Бернд, вы часто лично общаетесь с кандидатами на получение должности и рядовыми работниками компании?
- Существует стереотип, что генеральный директор - это человек, проводящий целые дни в кабинете за подписыванием бумаг. На самом деле моя основная работа - общение с людьми. Это моя главная обязанность, и она доставляет удовольствие. Мне интересно приехать в магазин и посмотреть, как сотрудники общаются между собой и с руководителями. Причем я езжу не только по Москве, но и в регионы - много приходится путешествовать по вашей стране.
- И какими вы хотите видеть своих сотрудников: что вы поощряете в их поведении, а чего не можете им простить?
- Нам прежде всего нужны сотрудники, которые к другим относятся с теплотой и уважением. Дать знания о закупках и продажах, подготовить специалиста технически можно, а изменить характер взрослого человека затруднительно. Я не хочу видеть в команде менеджеров, которые своим авторитетом пытаются задавить других.
Мне нравится, когдасотрудник имеет в жизни цель и желание расти. Мы, со своей стороны, предоставляем людям для этого возможности. За несколько месяцев в нашей компании можно вырасти с позиции простого продавца до руководителя отдела, а в среднем за пять лет - и до директора магазина. Причем для нас директор магазина - это предприниматель. Он должен не автоматически выполнять поручения начальника, а уметь управлять и быть ответственным за свое детище: контролировать цены, ассортимент, маркетинг. Если ты успешен, то имеешь право на свободу действий.
- За время работы в России вы успели ощутить пресловутый дефицит кадров?
- Для меня это было неожиданно. Когда открывается магазин в Германии и мы даем объявления о наборе персонала, к нам приходят сотни кандидатов. В России все по-другому. Одновременно сюда пришло много международных компаний, и всем нужны сотрудники.
Мы решаем эту проблему по-своему. Принято считать, что продавцы - персонал временный, который часто приходит и уходит. Для нас продавец - это не временный сотрудник. Я хочу, чтобы сотрудники оставались с нами, воспринимали Media Markt как постоянного работодателя, научились участвовать в нашем успехе и понимали, что хорошая работа - это и хороший заработок.
Кроме того, мы предоставляем нашим людям столько свободы, сколько они готовы принять. Например, наши продавцы сами мониторят цены и предлагают их изменить, дополнять ассортимент товаров; руководители отделов сами договариваются с поставщиками.
- Увас есть опыт работы и в Европе и в России.Между европейскими и российскими работниками большая разница?
- Россия отличается от Европы своей системой подготовки линейных специалистов. В Европе, чтобы стать, например, продавцом, надо учиться три года. Здесь же человек может получить эту должность и без специального образования, просто придя с улицы. Отсутствие необходимых навыков компенсируется энергичностью ваших людей, желанием отдавать работе всего себя, развиваться. На Западе такого рвения, признаюсь, не наблюдается.
- Чтобы вы посоветовали российским молодым людям, начинающим строить собственную карьеру?
- Мой совет: не бегите сломя голову. Не пытайтесь сделать шаг номер три перед тем, как сделали шаг номер один. Всегда оставляйте себе время, чтобы набраться опыта.
Пять лет я был директором магазина и лишь потом возглавил подразделение, которое управляло 16 магазинами. Продолжал набираться опыта, управляя представительствами в Польше, затем Турции, теперь в России.
Удивительно, но в России молодежь настолько восторженно относится к своей карьере, что в понедельник они начали работать, а в пятницу уже хотят быть генеральными директорами.
РЕЗЮМЕ "ТРУДА"
Бернд Гуральчик, Гендиректор представительства розничной сети Media Markt.
Родился: 15 февраля 1958 года.
Образование: Военная академия.
Прежние места работы: Директор по закупкам и заместитель гендиректора сети Marktkauf, операционный директор сети OBI.