ЗАВТРАК НА ТРАВЕ

Увидеть "Последний день Помпеи", побродить по коридорам царских дворцов, изучить работы Кукрыниксов, Кандинского, Малевича (всего около 400 тысяч экспонатов) теперь можно прямо из Костромы.

Четыре года назад Государственный Русский музей и благотворительный фонд группы компаний АФК "Система" запустили проект "Виртуальный филиал". Бизнес дает деньги, музей - фонды. Вместе они планируют к 2014 году открыть по стране 100 виртуальных филиалов. Запущенный на берегах Волги стал 27-м. На торжественное открытие пригласили нашего специального корреспондента и костромской бомонд.
В провинции такие праздники случаются нечасто. В Костроме три вуза, одна военная академия, 40 школ и 15 техникумов. Все их учащиеся с 26 апреля начали приникать к источнику русской культуры не отходя от монитора. Костромские искусствоведы защитят диссертации вдали от фондов самого большого российского собрания произведений искусства. Родители поведут костромских шалопаев на виртуальные экскурсии в Русский музей (на большом экране) заплатив всего по 16 рублей с носа. Архитекторы, дизайнеры и художники здорово сэкономят на покупке фолиантов с репродукциями. Количество посетителей Костромского объединенного музея-заповедника вырастет (предположительно) в полтора-два раза.
Виртуальные отделения Русского музея уже работают в Москве и Якутске, Мурманске и Перми... Представляют они собой несколько комнат со столами, уставленными мониторами, как в интернет-кафе, плюс демонстрационный зал. В зал приводят группы школьников и студентов для просмотра тематических экскурсий. Здесь же по выходным собираются волонтеры, как в кинотеатре. Помимо любой экскурсии из фонда, в репертуар виртуальных отделений Русского музея мгновенно включается каждая из 60 ежегодных временных выставок, которые ездят по России и миру либо выставляются дома, в Питере.
Индивидуальная работа в виртуальном музее обойдется немного дороже массовых просмотров - 40 рублей вместо 16. На экране компьютера выплывает каталог экспонатов. Дальше на волю пользователя. Можно, как в компьютерной игре, "ходить" по любому из четырех замков Русского музея: Строгановскому дворцу, Мраморному дворцу, Михайловскому замку и дворцу. Рассматривать их снаружи и изнутри. Даже в разрезе, что важно для изучения работы величайших архитекторов Растрелли, Ринальди, Баженова, Росси и других.
Картины и скульптуру можно рассматривать прямо в залах дворцов, но необязательно. В собрание произведений можно "заходить" и через фамилию художника, и через временной этап его творчества, и через тематические собрания музея. Например "Иисус Христос в изобразительном искусстве 12 - 20 веков", "Импрессионизм в России" или "Время перемен. Советское искусство 1960 - 1985 гг.".
- Картины мы представляем в исключительном разрешении, - рассказывает "Труду" исполнительный директор благотворительного фонда Андрей Матвеев. - Собрание картин одного автора "весит" порядка 700 МБ. Перевести каждое такое собрание в виртуальный мир стоит несколько тысяч долларов. Необходимы специалисты редких профессий, которых отечественная образовательная система не готовит. Но на этом наши амбиции не кончаются. Собираемся открыть глобальный виртуальный музей в Питере, в который можно будет войти через интернет. Но тут уже понадобятся сверхмощные серверы, специалисты, отдельное здание и много чего еще.
Как далее рассказал Андрей Матвеев, деятельность спонсоров мотивирована не только патриотизмом. Они думают о себе, правда, в отдаленной перспективе. АФК "Система" - это объединение 200 мощных фирм, занимающихся в основном интеллектуальным бизнесом. В настоящее время уже ощущается недостаток высококвалифицированных кадров, и дефицит будет расти. Ведь в планах - строительство - строительство пяти научно-исследовательских комплексов в Зеленограде, Дубне... Чтобы там было кому работать, приходится финансировать систему отбора и обучения одаренных детей по всей стране. Давать стипендии талантливым студентам. А так же создавать виртуальные музеи, чтобы повысить культурный уровень, и в том числе своих будущих сотрудников.
Наконец, в виртуальном музее есть достойное ноу-хау. Живописные полотна (пока далеко не все) можно не только рассматривать, но и входить внутрь. Да-да, и это почти фантастика. Пользователь имеет возможность пробежать по бульвару Капуцинов, присоединиться к "Завтраку на траве" сесть среди учеников Христа на Тайной вечере. Несмотря на кажущуюся абсурдность замысла, результат впечатляет! Атмосфера передается куда ярче, чем при просмотре плоского полотна. Эффект участия в жизни, например, Ренуара и его окружения превосходит ожидания.