Спрашиваю пожилую, немного притомившуюся женщину, по лицу которой видно, что она огорчена до такой степени, что из глаз готовы хлынуть слезы: "Есть ли надежда получить визу?" Узнав, что я корреспондент "Труда", Александра Петровна начинает торопливо рассказывать, ее как будто прорывает:
- Что мне делать, не знаю! В отделе виз ничего не объясняют, а ведь у меня есть приглашение от дочери - она живет в Лионе. Все документы я оформила, и мне сказали, чтобы я пришла сегодня за визой. У меня и билет на самолет уже на руках... Дочь и внучка очень ждут меня на праздники. Мы не виделись больше двух лет.
В разговор вступают и другие "просители виз". З0-летний московский инженер Сергей с женой Верой недоумевают:
- Мы узнали из сообщений по "ящику", что работники консульства объявили забастовку, и накануне вечером стали названивать в посольство. В посольстве не отвечали на звонки, просто бросали трубки. Но нам повезло: какой-то француз, плохо говорящий по-русски, объяснил, что обеспечить выдачу виз всем желающим они постараются, но гарантировать этого не могут. А у нас путевки на руках, заказаны номера в гостинице, билеты в кармане...
- Нашли когда бастовать! - возмущается Олег. - Я каждый год в это время езжу во Францию и знаю - с конца этой недели начнется такой напор. На майские многие едут в Париж или на Лазурный Берег.
Первыми о готовящейся забастовке еще в начале недели узнали курьеры турфирм, сдававшие паспорта на оформление виз. Принимая документы, сотрудники консульства в личном порядке сообщали, что в четверг консульство будет бастовать. Причем стало известно, что работать отказались "наши" сотрудники консульского отдела, требуя, чтобы их работа "регулировалась французским, а не российским трудовым законодательством".
...К 9 утра у консульства собралось уже несколько сотен человек. По-прежнему никаких комментариев со стороны сотрудников посольства. В очереди начинают распространять какие-то бумаги, переписанные от руки. На самом деле это оказалось официальное сообщение посольства Франции в Москве: "Часть наших сотрудников, работающих по местному российскому контракту, будет бастовать в четверг, 27 апреля 2006 года, по призыву профсоюзных организаций. Вопреки некоторым утверждениям, появившимся в прессе, консульство Франции постарается обеспечить выдачу виз присутствующими сотрудниками. Службы посольства и консульства будут работать в обычные часы".
Надо отдать должное французам: несмотря на то, что часть сотрудников работать отказалась, "некоторые законопослушные" встали на прием и выдачу визовых документов. Выходящие из консульства рассказали, что все работает в обычном режиме. Просто медленно. Однако, как выяснилось, принимают только тех, кто улетает в четверг и пятницу, - с остальными даже не разговаривают.
Паники нет. Все тихо ждут своей очереди. Лица мрачные и уставшие. В голосах по-прежнему слышится раздражение. Многие звонят по мобильникам, выясняют, есть ли сегодня билеты и на какие рейсы. До полудня представители консульства или посольства к людям, стоящим в очереди, так и не вышли.
Две девушки из Ярославля - Люда и Лена рассказали, что должны вылетать в воскресенье в Париж по турпутевке от одной московской фирмы. Недельная поездка обошлась им в 680 евро. Приехали к консульству в 7 утра. Выпроводили их где-то в районе 11. Они оформляли поездку две недели назад в представительстве фирмы в Ярославле. Им объяснили, что необходимо лично приехать в консульство с документами. (Когда заключали договор, им сказали, что никуда ездить не надо.) У 20 туристов консульство не приняло документы. И им нужно было приехать лично. Когда они вошли в консульство (вход строго по одному), их обеих выпроводили, заявив, что принимают только тех, кто вылетает сегодня и завтра. Им не объяснили, как быть. Девушки - в панике, поскольку турфирма, если они сейчас заберут деньги, грозится удержать штраф по 150 евро с каждой.
- Из-за забастовки наши праздничные каникулы сорвались, - разрыдалась Лена.
ЦЕНА ВОПРОСА
Сбой в работе консульского отдела приведет к росту количества не выданных вовремя паспортов с визами, что в итоге может сорвать несколько тысяч поездок. Тем более что на памяти события двухлетней давности: из-за технических проблем в посольстве Франции визы не смогли получить около двух тысяч человек, а убытки туроператоров составили около 400 тысяч евро. Причем французская сторона отказалась возмещать эти убытки.
Кроме того, владельцы т урфирм и эксперты полагают, что этот кризис в сочетании с недавними беспорядками во Франции и другими событиями, негативно отразившимися на туристическом имидже страны, может обратить вспять стабильный рост числа российских туристов, посещающих Францию.
В последние годы количество российских туристов, отправляющихся во Францию, неуклонно росло: в 2004 году их было 138,4 тысячи человек, а в 2005-м - более 174 тысяч.
"Накануне майского туристического бума даже однодневный сбой в работе консульства приведет к необратимым последствиям. Если французы не выдадут запланированный объем виз, мы получим эффект снежного кома,- считает президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. - После сбоя в четверг им надо будет в пятницу обработать дополнительно сотни паспортов. Сомневаюсь, что они с этим справятся - итак работают на пределе".