УКРАДЕННОЕ ШОУ

На экраны страны вышел "Статский советник" - третья по счету экранизация произведений популярного беллетриста Бориса Акунина.

Несколько лет назад на Первом канале прошел телевизионный фильм "Азазель" в постановке Александра Адабашьяна, недели две назад с небывалым рекламным шумом и громом обрушился на зрителей "Турецкий гамбит" Джаника Файзиева, теперь вот экранизации подвергнут "лучший роман Акунина", как гласит неутомимая реклама.
Если этот роман лучший, то плохи дела у господина Акунина - если, конечно, судить о его творчестве не по книге, а по фильму. Потому что в романах писателя (и в "Статском советнике" тоже) читатель-гурман найдет и обаяние изящного стиля, и поучительные отступления от детективной канвы, и тонкую стилизацию под литературную традицию той поры, о которой рассказывает очередной акунинский бестселлер, и еще массу других литературных достоинств. А кино, будучи зачастую бессильным передать эти словесные кружева, безжалостно и достаточно наглядно обнажает жидковатую основу акунинских творений: то наперед просчитываемую интригу, то не очень удачно придуманный сюжет, то не слишком тщательно проработанные характеры...
Вот и в экранном "Статском советнике" крупно вылезла на свет и неприятно оголилась вопиющая, на мой вкус, сюжетная и смысловая несуразица. Оказывается, важный полицейский чин Пожарский (в его роли Никита Михалков) пестует, подкармливает террористов-революционеров, поощряет их "эксы" (экспроприации) и даже убийства крупных царских чиновников, чтобы в нужный момент, когда общество оказывается насмерть запуганным, прийти и, зная все адреса и явки смутьянов, властно навести порядок. В итоге террористы отправляются в острог или на виселицу, а Пожарский - к государю, чтобы получить очередное повышение по службе. Право, измыслить такую нелепицу - это надо было постараться. Тут уж фантазиям господина Акунина недалеко до апокалиптических пророчеств товарища Проханова, который тоже во всех злодеяниях видит происки органов безопасности. Только Проханов думает плохо о нынешних спецслужбах, а Борис Акунин - о царской охранке. Между тем оба они эксплуатируют один и тот же прочно утвердившийся в последнее время модный шаблон мышления.
Впрочем, "Статский советник" по большому счету и не претендует на историческую точность. Это все-таки детектив, так сказать, игра, упражнения ума, своего рода многоходовая шахматная комбинация, где террористы во главе с неким Грином (Константин Хабенский) - всего лишь пешки в руках сановного карьериста Пожарского. А подлинным хозяином ситуации и соответственно идейным противником Грина и "оборотня в полицейских погонах" оказывается "король сыска" Эраст Фандорин - не мнимый, а подлинный патриот Отечества, его бескорыстный слуга. Так, во всяком случае, было в книге.
Между тем в фильме настоящего противоборства характеров, идей, мировоззрений не получается. Уж слишком однозначен в фильме Грин, являя собой законченный тип революционного фанатика. И, что особенно жалко, уж слишком бесцветен, невыразителен экранный Фандорин - запоминаются только его щеголеватые, словно нарисованные усики, гордая посадка головы да величавые проходы по улицам и площадям Москвы. Живость ума, изящная ирония, молодой азарт, лихая рисковость, парадоксальная яркость суждений - словом, все то, чем пленял книжный персонаж, из фильма незаметно ушло, выветрилось. Тонкому и загадочному актеру Меньшикову, в сущности, нечего играть, кроме вот этой статуарной величавости, непонятно каким образом, правда, соединенной с внезапными прыжками и кульбитами, которых от такого строгого господина в котелке и длинном пальто совсем не ждешь.
Но свято место не бывает пусто - и в отсутствие протагониста его место занимает, казалось бы, второстепенный персонаж - князь Пожарский в ярком, так и хочется сказать, концертном исполнении Никиты Михалкова. Он показывает здесь настоящий актерский класс, какого не демонстрировал, пожалуй, со времен Паратова в "Жестоком романсе". В его герое много чего намешано: к наглому нахрапу добавлена барская вальяжность, забубенная храбрость соседствует с коварным, изворотливым умом, а безбрежный цинизм приправлен громким ура-патриотическим пафосом. Этот мелкий бес в трактовке Михалкова получается довольно крупным демоном, перетягивая центр тяжести фильма в какую-то иную "степь", нежели, полагаю, это первоначально замышлялось постановщиком ленты, молодым режиссером Филиппом Янковским.
Пользуясь голливудской терминологией, Михалков, будучи в этом фильме не только актером, но и продюсером, а также худруком постановки, "украл шоу" у своего постоянного партнера и друга Олега Меньшикова. Равно как и у других блистательных актеров (Олега Табакова, Константина Хабенского, Владимира Машкова, Оксаны Фандеры, Марии Мироновой, Михаила Ефремова, Игоря Ясуловича), которые в силу скромно отпущенного им драматургического материала вынуждены лишь подыгрывать впавшему в счастливый актерский кураж Никите Сергеевичу. Ради того, чтобы насладиться блестящим актерским бенефисом давно не снимавшегося Михалкова, "Статский советник" посмотреть, конечно, стоит. Других достоинств у фильма практически нет.