Конечно, озаглавленная столь широко (и довольно амбициозно) тема никак не могла быть решена в течение сорока минут прямого эфира. Тем более что присутствующие в студии вскоре почему-то позабыли о детях и стали бурно обсуждать более волнующую их ситуацию с монетизацией льгот. Хотя в других программах минувшей недели, не в пример предыдущим, тема детей и подростков вставала не раз.
Светлана Сорокина с подъемом провела очередной выпуск "Основного инстинкта", посвященный непростой проблеме усыновления. Поводом для передачи стал потрясший многих случай убийства за океаном российского мальчика-сироты Алеши, взятого из Ейского детдома американской семьей Павлис. Участники программы не ограничились эмоциональным всплеском возмущения, а попытались разобраться в юридических и финансовых аспектах проблемы, говорили о неравенстве отечественных и зарубежных усыновителей, о коррупции среди тех, от кого зависит судьба сироты. Успеху передачи, мне думается, способствовало и то, что сама ведущая воспитывает приемную дочь и знакома с темой дискуссии не понаслышке.
В тот же пятничный вечер в передаче "Народ хочет знать" обсуждалась не менее жгучая проблема: "Кто будет лечить наших детей?" Актуальность ее рождена недавним приказом министра здравоохранения, согласно которому с начала этого месяца в стране упраздняются врачи-педиатры и их функции передаются врачам общей практики. Тут, как и в "Инстинкте", у присутствующих в студии было немало эмоций. Но, к счастью, возобладали логика, разумные аргументы.
Замечательный детский доктор, профессор Л.Рошаль, экс-министр здравоохранения Т.Дмитриева, председатель профильного комитета Госдумы Т.Яковлева, другие авторитетные эксперты, зрители в студии, среди которых было немало медиков и в чьей компетенции сомневаться не приходится, пришли к единодушному мнению, зафиксированному в поименном голосовании: введение в стране врачей общей практики не приблизит наше здравоохранение к мировым стандартам.
Важно отметить, что авторы передачи от начала до конца сохраняли серьезный тон разговора, нигде не польстившись на внешние эффекты и тем более на попытку, как это нередко бывает, превратить программу в набор эксцентрических версий и оценок, подобие эстрадного представления. Говорю об этом специально, потому что на этой неделе и такого рода сюжеты случались.
Так, в "Программе максимум", когда речь шла о детской и подростковой проституции не было даже попытки дать социальный анализ этого постыдного для нашего общества явления или хотя бы высказать элементарное сострадание к малолетним путанам. Лихо и глуповато озаглавив материал "Почем девственность для народа?", авторы сосредоточили внимание на медико-физиологических аспектах проблемы, превратив больную проблему в повод для довольно-таки скабрезного зубоскальства.
Нечто подобное могло бы произойти и в "Культурной революции", где на сей раз обсуждали тему "Культура молодежи не нужна". Авторы этого, как водится, провокационного заявления исходили, понятно, из горестного убеждения, что значительная часть молодой аудитории не проявляет никакого интереса к произведениям высокой культуры. Гость программы, известный театральный режиссер, защищал вынесенный в заглавие тезис с настроением полной безысходности.
Каково же было его - и наше, зрителей, - удивление, когда находившиеся в студии совсем молодые и прекрасно образованные люди придали дискуссии неожиданное направление. Они призвали присутствующих, в основном представителей старшего и среднего поколений, задуматься о новой, непривычной для них парадигме развития культуры...
Рядом с этими программами "Улица твоей судьбы", вышедшая в минувшее воскресенье только во второй раз, кажется сыроватой: нет в ней присущего телевизионным грандам профессионального блеска, чувствуются то затянутости, то неловкие повторы. Зато в ней есть главное: зрителям предлагается недвусмысленная гражданская позиция по важнейшим вопросам нашей жизни.
В центре выпуска, в котором присутствует и героика, и пафос, и обыкновенное человеческое сострадание, находится судьба тринадцатилетнего Виталика, из-за врачебной ошибки лишившегося возможности ходить. Его привезла в студию на инвалидной коляске мама, и немало людей - популярные актеры, певцы, политики - стараются дать ему надежду, помочь устоять в испытаниях. Герой России летчик Сергей Соколов, приговоренный в свое время медиками к неподвижности, но вернувшийся в авиацию, не только подает мальчику, также мечтающему стать летчиком, личный пример, но и пытается на наших глазах поднять его на ноги. Миллионы зрителей становятся свидетелями невероятного: Виталик делает самостоятельно несколько неловких шагов...
Уверен, сотни, если не тысячи, Виталиков, оказавшиеся в этот час возле своих телевизоров, получили с экрана мощный посыл энергии и силы: ведь ТВ может творить чудеса.