- Когда началась война, - вспоминает Василий Васильевич, - мне стукнуло 17 лет. На фронт меня не взяли, но определили мне рубеж обороны на токарном участке ленинградского Кировского завода. Бывалые ветераны-краснопутиловцы помогали постигать азы токарного дела. А вскоре таких, прошедших питерскую закалку рабочих отобрали и в октябре - декабре эвакуировали из блокадного Ленинграда на транспортных самолетах на Урал, где на Челябинском тракторном заводе развернули участки танкового производства. Всего туда было переброшено 15 тысяч питерцев. Оборудование собирали со всех следующих на восток эшелонов: свое было заперто в кольце блокады, с его помощью ремонтировали покореженные в боях с немцами боевые машины...
Уральцы встретили ленинградцев радушно, уплотнились в своих жилищах как могли, хотя и сами жили тесно - Челябинск застраивался по барачным нормам первых пятилеток. Без обид восприняли переименование всего комплекса производств в Кировский завод. (Кстати, район, где в наши дни расположен Челябинский тракторный, так по сей день и называется Киргородок.)
Самым трудным было поставить на ноги истощенных четырехмесячной блокадой эвакуированных доходяг, почти дистрофиков.
- С нами пытались делиться обедами, получаемыми по карточным нормам, - вспоминает Василий Васильевич. - Но врачи запрещали, разрешая только несколько ложек питательного бульона и кусочек хлеба. Лишь со временем стали прибавлять. А нам с тяжелым железом приходилось дело иметь, да и рукоять суппорта крутить непросто. Но постепенно мы пришли в норму на уральских харчах. И до сего дня благодарны уральцам.
В Челябинск прибыли также составы с Харьковского дизельного завода, других предприятий танкового наркомата. Так и образовался ставший знаменитым на весь мир Танкоград, уже к осени 1942 года, к битве на Волге, поставивший на конвейер самые грозные во вторую мировую войну танки КВ, а затем и Т-34, самоходные артиллерийские установки (САУ), устрашающие фашистских "тигров" тяжелые машины ИС.
...Во многих из них безотказно служили коробки передач, сделанные Василием Гусевым и его товарищами. Имя его тогда зазвучало на всю страну. И не только потому, что бригада стала выпускать за смену по 32 комплекта деталей вместо четырех. Тогда, зимой 1943-го, и встретились с самоотверженным пареньком приехавшие на завод Борис Ласкин и Никита Богословский. Написанная ими песня заканчивалась шутливо-уважительным для юного токаря обращением: "Привет, Василь Василич, привет тебе, привет!". Она часто звучала по радио. Многие ветераны и сегодня с удовольствием слушают задорный куплет:
За горы за Уральские
молва о нем идет,
а он себе работает
и бровью не ведет...
До завершения войны Василий с пятью товарищами неизменно занимал ведущие места в соревновании молодежных фронтовых бригад танкостроителей. В Москве, в музее на Поклонной горе, в экспозиции, посвященной труженикам тыла, есть их снимок (тот самый, который вы видите сегодня в нашей газете). За успехи в соревновании Гусев с товарищами не раз получал солидные премии, на которые тогда и автомобиль можно было купить. Но Василий неизменно перечислял деньги в фонд Победы. А сам довольствовался полученными от начальника цеха сорока граммами спирта, популярными тогда талонами в столовую, по которым выдавали усиленное добавочное питание - УДП.
- Умрешь днем позже - так называли мы их тогда, - смеется Василий Васильевич. Оптимистичное отношение к жизни сохранил ветеран и по сей день, хотя, как всякий пенсионер, вынужден переживать непродуманные нынешние реформы, при которых хочешь не хочешь, а "бровью поведешь".