Так вот: за кражу Гусеву запросто могли лишить свободы, но суд решил, что содеянное ею не представляет социальной опасности, и Наталья получила условный срок и 25 часов бесплатного труда на благо общества.
После своей основной работы она вечером ходила в одно из учреждений, где до блеска отмывала окна в кабинетах и стены в коридоре. Наталья была готова на любую работу, лишь бы не разлучили с больной матерью и дочкой.
- Встретили хорошо,- говорит молодая женщина,- о моей судимости даже не вспоминали...
Таких, как Гусева, в Самарской области более 500 человек. Все они по приговору суда за незначительные правонарушения получили условные сроки и бесплатные общественные работы. Впрочем, ничего принципиально нового в том, что осужденного обязывают трудиться, нет. Подобные наказания использовали и в советские времена. А статья N 49 УК РФ "Обязательные работы" появилась в Уголовном кодексе в 1996 году. Ввести ее в действие намечалось через несколько лет специальным федеральным законом. Не ввели. Не было ясности, как и где должны трудиться осужденные. Вот и решили в порядке эксперимента использовать этот вид наказания сначала в Томской, Рязанской и Самарской областях. В итоге пришли к выводу, что органы местного самоуправления, а не уголовно-исполнительные инспекции, должны определять объекты для обязательных работ. Семь лет минуло с той поры, как в УК появилась статья N 49. "Обкатанная" в ходе эксперимента, уточненная, но, увы, все еще мало применяемая в пенитенциарной практике...
А у Гусевой все хорошо. Мать чувствует себя нормально. Дочь Настя успешно учится сразу в двух школах - музыкальной и обычной. "Те общественные работы уже стали забываться, - откровенничает со мной Наталья. - А вот как меня добром провожали - не забыть никогда. Говорили душевные напутствия..."
- Мы будет ходатайствовать, чтобы Гусевой сократили срок условного наказания,- сказала мне начальник уголовно-исполнительной инспекции Промышленного района Валентина Плюхина. - Ведет она себя безупречно.