ЭДУАРД РОССЕЛЬ, ГУБЕРНАТОР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ЛЮБИТЬ ЧЕЛОВЕКА

Как мне представляется, в течение прошедшего десятилетия мы пытались решить совершенно новые

Как мне представляется, в течение прошедшего десятилетия мы пытались решить совершенно новые для страны проблемы старыми средствами, характерными для уходящей эпохи. Отсюда и более чем скромный результат, который мы получили.
Сегодня ключевую позицию в экономике России занимает сырьевой сектор (топливная промышленность, черная и цветная металлургия), в котором сохраняется относительная стабильность исключительно за счет переориентации на внешний рынок. Тогда как в отраслях наукоемкой промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, а также в легкой промышленности и производстве товаров народного потребления, ориентированных на внутренний рынок, уровень производства упал в эти годы более чем в 10 раз. Значительное уменьшение инвестиций, в первую очередь в реальный сектор экономики, привело к снижению выпуска наукоемкой продукции. Ослабление внимания государства к использованию научных разработок в промышленности пагубно сказалось и на сфере науки, и на производстве.
В то же время результаты реформ нельзя охарактеризовать как однозначно негативные. Конечно, с одной стороны, объем внутреннего валового продукта сократился почти в два раза по сравнению с началом 90-х годов. В 1997 году по совокупному размеру ВВП Россия уступала США - в 10 раз, Китаю - в 5 раз. С другой стороны, в конце 1998 года наметились, а в 1999 году продолжались изменения в лучшую сторону. Девальвация рубля, совпавшая с весьма благоприятным для России повышением мировых цен на нефть, способствовала росту российского экспорта и резкому падению импорта. В результате у отечественного производителя появился шанс, который и был использован. В 99-м году объем отечественной продукции вырос и продолжает расти.
Однако надо признать, что этот рост не был обеспечен нашими усилиями, не явился результатом успешного стратегического планирования. По большей части его условия объективно не зависели от нашей воли. Это, в свою очередь, означает, что рост может в любой момент прекратиться. Наша задача - сделать его стабильным и контролируемым.
Как этого достичь - вопрос более сложный и многогранный, требующий учета мнения представителей различных кругов общества.
Основополагающими принципами, позволяющими выйти из тупика, на мой взгляд, являются новаторское обновление производства, промышленных технологий, что может сделать нашу экономику хоть в какой-то мере конкурентоспособной. Затем - повышение благосостояния населения и безопасности государства. Только это позволит создать многоукладный социально ориентированный рынок с усилением регулирующей роли государства в хозяйственной жизни и эффективной, многосекторной экономикой, обеспечивающей общественное согласие и достаточный уровень качества жизни россиян.
Сегодня имеются различные точки зрения по темпам и приоритетам экономической политики. Одни выступают с "западных" позиций, уповая на инвестиции из-за рубежа и кредиты МВФ, другие отстаивают приоритет отечественного производителя. Но у тех и у других возникает один и тот же вопрос: как преодолеть технологическую отсталость производства и недостаточность инвестиций в реальный сектор экономики?
При этом сторонники быстрого преобразования отечественной промышленности должны учесть, что Россия исчерпала свой лимит на радикальные преобразования.
Как мне представляется, в стратегии и тактике реформ необходим структурный маневр, закрепляющий достигнутый рост в реальном секторе и позволяющий в полной мере использовать конкурентные преимущества российской экономики. Одна из возможностей дальнейшего проведения реформ, наиболее привлекательная, выглядит, как я думаю, следующим образом: на начальном этапе необходимо запустить эффективную часть простаивающих производственных мощностей, в первую очередь в социально ориентированных отраслях, повысить платежеспособный спрос населения, прежде всего за счет роста заработной платы. При этом выросшая покупательная способность людей будет уравновешена увеличением товаров отечественной промышленности, а кратковременный рост бюджетного дефицита, который при этом маневре неизбежно возникнет, будет покрыт приростом доходов в бюджет за счет выплаченных налогов. Реальный рост производства позволит наконец-то собирать реальные налоги.
У России есть шанс сохранить позиции высокоразвитой, великой державы, так как она располагает большим человеческим, научным и природным потенциалом. Не утрачен еще целый ряд перспективных научно-технических разработок, передовых технологий.
Поэтому самого пристального внимания и поддержки заслуживает позиция тех специалистов, которые считают, что создание процветающей России возможно не только и не столько на основе сырьевого экспорта, сколько на основе развития наукоемких и высокотехнологичных производств.
Основную задачу на нынешнем этапе развития, по их мнению, можно сформулировать как осуществление перехода от сложившегося технологического уклада, который называется индустриальным, к постиндустриальному, с широким использованием микроэлектроники, компьютерных систем и биотехнологий.
Нельзя пренебрегать такой составляющей отечественной экономики, как военно-промышленный комплекс, который сочетает в себе отличные технологии с учеными высокого уровня. Необходимо придать развитию ВПК направленность на создание новых технологий и процессов, конкурентоспособных на мировых рынках. Ведь само по себе наличие научно-производственных и кадровых возможностей позволит многим компаниям нашего оборонного комплекса удачно встроиться не только во внутреннюю, но и в мировую экономику.
Еще одна проблема, которая может ускорить достижение поставленных целей, - это малый бизнес, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба, который представлен конкретными предприятиями. Здесь появились сильные менеджеры, управленцы, они весьма заинтересованы в формировании правового стабильного общества.
Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает еще и потому, что они призваны без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья. Ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.
Опыт последних лет убедительно доказал, что именно ослабление позиций государства в экономике предопределило затяжной характер реформ. Как повысить регулирующую роль государства?
Думаю, что эффективность регулирования экономики государством во многом определяется его влиянием на инновационный процесс. Президент, правительство должны определить те приоритетные направления (так называемые прорывные технологии), в которых отечественные ученые и производители имеют разработки, соответствующие мировым стандартам, и способны отвоевать часть мирового рынка. И когда приоритеты будут определены, надо использовать весь арсенал государственных средств для прорывов на избранных направлениях: целевое финансирование, льготные кредиты, государственные гарантии инвестиций...
Хотелось бы затронуть еще одну, на мой взгляд, ключевую проблему.
При выработке стратегии социально-экономического развития России, реализации научно-технической, промышленной, инвестиционной, бюджетной, социальной политики необходимо предусматривать приоритетное внимание росту качества жизни российского человека. К образованию и здравоохранению, к улучшению условий труда, жилищному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Только в этом случае социальные факторы, а следовательно, и человеческий потенциал, станут по-настоящему главной движущей силой экономических преобразований, интенсивного развития производства. Ведь общественный и экономический прогресс наряду с уровнем доходов и материальных условий жизни людей определяется состоянием их здоровья, уровнем образования, культуры, возможностей самореализации. Я убежден в том, что нам необходимо скорейшее и безотлагательное создание правовой базы, гарантирующей доступность социальных благ для любого члена общества. Надо предусмотреть максимальные льготы для инвестиций, в социальную сферу независимо от их источника.
Только в том случае, если мы во главу угла поставим интересы человека, будущая экономика России, основанная на современном технологическом укладе, будет соответствовать возможностям и потребностям информационно-индустриального общества ХХI века.