Летчики не распознали вовремя опасный маневр самолета, а потом поссорились, пытаясь спасти ситуацию
Причиной крушения пассажирского самолета Boeing 737-800 компании Flydubai в аэропорту Ростова-на-Дону может быть несогласованные действия экипажа. К таким выводам, как сообщает издание «КоммерсантЪ», пришли эксперты после расшифровки данных бортовых самописцев.
Предположительно пилот пытался поднять самолет после двух неудачных заходов на посадку в автоматическом режиме. При этом, как полагают эксперты, экипаж не учел специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты. Дело в том, что при заходе на полосу под автопилотом руль высоты лайнера отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор при этом работает в противоположном направлении, задирая нос машины.
Если уход на второй круг происходит в автоматическом режиме, положение всех рулей плавно меняет бортовой компьютер. В случае же совершения этого маневра руками, летчик инстинктивно тянет штурвал на себя, ставя таким образом в положение набора высоты и руль, и стабилизатор. В итоге Boeing вместо плавного набора высоты летит вверх в режиме истребителя. По мнению специалистов, пилоты по причине усталости или отсутствия опыта не распознали этот самопроизвольный маневр самолета.
После того как скорость воздушного судна начала быстро падать, в кабине произошел конфликт. Управляющий летчик, продолжая подъем, попытался набрать скорость. Его напарник полагал, что в первую очередь следует опустить нос Boeing. Он кричал коллеге: «Стой. Куда? Стоять! Стоять!» и одновременно пытался прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал.
В результате управление самолетом, как говорят специалисты, разорвалось: в бортовой компьютер Boeing стали поступать электрические импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами на обоих штурвалах, которые в штатном режиме работают синхронно.
Экипаж согласовал свои действия только после того, как оба пилота почувствовали отрицательные перегрузки — аналогичные ощущениям в быстро опускающемся лифте. Однако уже неуправляемый Boeing летел к земле со скоростью 325 км/час и под углом около 45 градусов.