Все хотят для нашего кино лучшей участи, но инициатива Шлегеля может разрушить прокат
Депутат Госдумы от «ЕР» Роберт Шлегель в очередной раз озаботился введением квот для российского кино. И даже инициировал законопроект на этот счет. «Необходимо, чтобы наши фильмы составляли половину российского проката, — заявил он. — У нас в основном показывают американские фильмы, которые пропагандируют стереотипы, национальные интересы и ценности США. Многие из этих лент низкопробные. Россия же способна производить свое кино, которое будет интересно зрителям».
Разумеется, все хотят для нашего кино лучшей участи, но инициатива депутата не просто вредна (она разрушит кинопрокат, отвратит зрителей от походов в кинотеатры), но и попросту неосуществима. Поясню на простом примере. Так, в прошлом году, который для нашего кино выдался весьма удачным, в России было произведено порядка 80 фильмов. Из них до экрана добралось примерно 60 — остальные, увы, не представляли коммерческого интереса. А всего на экраны страны ежегодно выходит более 400 новых картин. Так вот, простая логическая задачка: могут ли 60 наших фильмов, обладающих чаще всего скромными бюджетами, отвоевать половину экранного времени у 350-360 зарубежных лент, даже если первым оказывать всяческий протекционизм? Ежу ясно, что нет.
Можно, конечно, сократить количество закупаемых на Западе фильмов, довести их до 60, тогда возможен относительный паритет нашего и зарубежного кино в прокате: 50 на 50. Но в результате такой операции западный сегмент кинорынка будет заполнен одними кассовыми боевиками (прокатчики от «Халка» и «Хоббита» не откажутся), а за бортом останутся многие шедевры экрана. Согласится ли с такой постановкой вопроса наш зритель, который уже привык смотреть фильмы Вуди Алена, Мартина Скорсезе, Стивена Спилберга, Франсуа Озона, Ларса фон Триера, Михаэля Ханеке, Ким Ки Дука одновременно со всем просвещенным человечеством? Да и 120 фильмов не смогут заполнить те 3 тысячи кинозалов, которые сегодня работают в стране. И что, превращать их в автомобильные и мебельные салоны?
Между тем 60 наших картин и без введения принудительных квот отвоевали в прошлом году неплохую долю в прокате — 18%. Легко догадаться, что если бы мы выпускали на экран в три раза больше своих лент — порядка 200 в год (столько, к примеру, производится во Франции), то и наша доля в прокате была бы в три раза выше: примерно те самые 50-60%. Так что нам не квоты вводить надо, а год за годом увеличивать количество снимаемых фильмов и поднимать общий уровень нашего кино. И тогда его доля (в прямом и переносном смысле) окажется куда более завидной, чем нынче.
Хорошо, что это, похоже, поняли и в Минкульте, который «Труд» не раз критиковал за приверженность к поиску обманчиво легких путей подъема нашего кино. Накануне отправки этого материала в номер Владимир Мединский, до недавнего времени сам большой поклонник квот, заявил, что его ведомство инициативу депутата Шлегеля поддерживать не будет. А советник президента РФ по культуре Владимир Толстой назвал идею о введении 50-процентной квоты «популизмом» и «абсурдом». Это, между нами говоря, еще мягко сказано...