АНДРЕЙ СОКОЛОВ: "МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА ПОЛУЧИЛА ПРАВО ПЕРВОЙ НОЧИ"

В эти дни исполняется 20 лет фильму Василия Пичула "Маленькая Вера". В нем натуралистические картинки советского быта чередуются с откровенными постельными сценами. С тех пор мы перевидали немало куда более жестких лент, но "Маленькая Вера" осталась на особом счету. Корреспондент "Труда" встретилась с исполнителем главной роли Андреем Соколовым.

Наталья Негода, сыгравшая маленькую Веру, неоднократно признавалась, что очень устала от скандальной славы, которую ей принесла эта работа, что на самом деле между ней и ее героиней - пропасть. У вас тоже есть основания злиться на "Маленькую Веру", после которой к вам приклеилось вечное амплуа героя-любовника, не так ли?
- Нет, я благодарен судьбе за этот замечательный фильм. Может быть, именно тогда, когда снималась картина, я чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком, поймавшим жар-птицу. Меня, студента театрального училища (я только перешел на второй курс), пригласили сниматься в серьезную картину. От радости был готов летать. Да еще море, лето, белый пароход, каникулы (фильм снимался в городе Жданове, нынешнем Мариуполе, на Азовском море. - "Труд"). Забавно: моя ставка за съемочный день составляла 1 рубль.
- Для первокурсника вы классно сыграли в любовной истории. Может, тут было что-то большее, чем игра, и вы всерьез увлеклись Натальей Негодой?
- По-вашему, если Отелло у Шекспира душит Дездемону, значит, актер должен в самом деле задушить свою партнершу? Нет, романа у нас с Наташей не было. Но работать было комфортно - может, потому что режиссер Василий Пичул четко объяснил, чего он от нас хочет.
- В "Маленькой Вере" кроме любви и страсти очень много быта и примет времени. Не кажется ли вам, что сегодня многие из них либо вовсе "не читаются", либо выглядят смешной архаикой?
- Никакой архаики в нашей работе не нахожу. В том, что "Маленькая Вера" - шикарный фильм, я убедился на днях, в очередной раз пересмотрев его. Был на гастролях в одном городе, коротал вечер в гостинице и решил вспомнить прошлое. Если фильм так надолго западает в душу, неважно, в какие тряпки была одета главная героиня, под какую музыку она танцевала на дискотеке и так далее.
- Но ведь именно благодаря натуралистическим подробностям "Маленькая Вера" произвела впечатление взорвавшейся бомбы. Сейчас натурализма и физиологизма в нашем кино куда больше, но они уже не шокируют. Как думаете, почему?
- В жизни есть такое понятие - "право первой ночи". Действует оно и в кинематографе, как в искусстве вообще. "Маленькая Вера" - тот самый случай. Ее авторы осмелились первыми сказать правду о той части нашей жизни - взаимоотношениях в семье, скудном духовном мире людей, - о которой другие тогда не решались высказаться так резко. 20 лет назад информация об убийцах-маньяках, о зверствах бандитских группировок и тому подобном только начала просачиваться в прессу. И страшно шокировала - не то что сейчас, когда известие об очередной катастрофе, повлекшей гибель людей, воспринимается как нечто почти рутинное: ну утонули и утонули, сгорели и сгорели... Впрочем, и нынче при всей нашей заскорузлости выходят такие картины, как, например, "Остров" Павла Лунгина, которые словно ножом режут по сердцу.
- Наверняка вы задумывались над тем, как могли дальше развиваться отношения вашего героя Сергея и Веры.
- Одно дело - выстраивать отношения героев с точки зрения законов кинематографа - яркость сюжета, зрелищность, что влияет на кассовый успех картины. И совсем другое - исходить из голой правды жизни. Если смотреть со второй точки зрения, то, на мой взгляд, у главных героев "Маленькой Веры" было очень мало шансов на счастливое продолжение их любовной истории. Все на свете было против них - безумное время, трагические обстоятельства в семье, разный уровень воспитания и образования. Но если есть хоть минимальный шанс того, что их любовь смогла пересилить окружающий вселенский хаос, что им удалось найти выход из тупика, в котором они оказались, то это стоит того, чтобы еще раз обратиться к их судьбам.
- То есть вы считаете, что в принципе можно снять фильм, где Вера и Сергей счастливо соединятся, построят домик, посадят деревья, станут растить детишек? И в то же время понимаете, что в жизни так не бывает. Пушкин, например, не стал мирить Онегина и Татьяну...
- Александр Сергеевич питал склонность к таким грустным концам. Не только в "Евгении Онегине", но и, например, в повести "Метель", которую очень люблю и читаю в больших залах... Что касается продолжения "Маленькой Веры", то мне было бы интересно не столько увидеть сусальную картинку, сколько проследить, как герои боролись за свою любовь, как они искали свет в конце тоннеля... Но, увы, сейчас об этом говорить поздно, ведь прошло 20 лет, и мы с Натальей Негодой изменились. Мне, правда, известно, что у Василия Пичула есть идея, как снять продолжение. Кажется, даже готов сценарий, который я пока не видел. Когда ознакомлюсь с материалом, тогда и смогу принять решение - сниматься или нет. Конечно, мне бы хотелось вернуться к "Маленькой Вере", но если в этом будет смысл. К сожалению, некоторые продолжения культовых советских фильмов, появившиеся в последнее время, оптимизма не внушают. Но очень хочу верить, что с "Маленькой Верой" все будет хорошо. Василий Владимирович очень бережно относится к тому, что связано с его картиной, с теми людьми, которые ее когда-то с ним вместе делали. Всем нам удалось остаться друзьями, а это большая редкость для нашего кинематографа.
О ЧЕМ БУДЕТ "МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА-2"
Хотя режиссер Василий Пичул не захотел рассказывать сюжет продолжения "Маленькой Веры", "Труду" удалось узнать, что в предполагаемом сиквеле Сергей и Вера пытаются наладить совместную жизнь, но, несмотря на все усилия, их любовная лодка разбивается о быт. Сергей становится бизнесменом, а Вера - известной моделью. Действие развернется в двух странах - России и Америке. Главной героиней фильма, получившего название "Маленькая Вера: Next Time", станет дочь Сергея и Веры.
По-видимому, в какой-то мере сюжет будущей ленты списан с жизни Натальи и Андрея. Ведь по иронии судьбы, сыграв на экране сумасшедшую любовь, оба секс-символа перестроечной эпохи - Наталья Негода и Андрей Соколов - в реальности не смогли или не захотели устроить собственное семейное счастье. Андрей в свои 46 - востребованный актер, продюсер, режиссер. И после давнего непродолжительного брака один из самых завидных женихов России. Наталья вышла замуж за русского эмигранта в Америке, но этот брак тоже распался.
РЕПЛИКА
Василий Пичул, Режиссер:
"ИДЕЯ ЕСТЬ, А ДЕНЕГ НЕТ"
- Когда я был в Канаде, ко мне подошли люди и стали говорить, что "Маленькая Вера" - это фильм про них. Я был поражен. Ведь это были не наши эмигранты, а коренные жители Канады. Хотя, если откровенно, мне уже обрыдло рассказывать о прошлом "Маленькой Веры". Хотел бы снять продолжение фильма, готов уже его сценарий (автор прежний - Мария Хмелик), но... Не хочу давить на жалость, но денег нет. Еще существует большая проблема - уговорить Наталью Негоду вернуться в кино. Она давно не снимается и не очень к этому рвется.