- Самый ходовой товар - одежда, посуда, мебель, бытовая техника, - рассказывает Ирина Козлова, директор старейшей столичной комиссионки на Преображенском Валу. - Но иногда такое приносят - диву даешься.
Меня в этом разнообразии больше всего поразил мрачный портрет неприятного незнакомца в профиль.
- Напрасно думаете, что его никто не возьмет, - говорит Ирина. - Помнится, принесли еще более жуткую картину с лягушками. Так на нее сразу несколько покупателей нашлось.
На удивление неплохо распродаются и разные прелестные вещицы, которые, кстати, весьма недешевы. Например, статуэтки и вазочки попадаются и по 2000 - 4000 рублей.
- Я эти фигурки часто захожу посмотреть - для подарков, - рассказала покупательница Наталья Ивановна. - Как-то купила здесь чугунные подсвечники подруге.
Спрос есть на все. Постоянные клиенты - молчаливые пожилые люди больше интересуются одеждой. Их товар - костюмы за 200 рублей и пуховики за 700. Клиенты среднего возраста и достатка покупают бытовую технику и посуду для дачи. Например, неплохой импортный телевизор обойдется всего в 800 рублей.
- А иногда у нас даже новые русские бывают - мебель берут, - уверяет Ирина Козлова.
Здесь можно встретить настоящих ценителей комиссионной торговли. Странноватый мужчина в цветастом жакете как раз пытался пристроить в магазин пять женских костюмчиков.
- Я профессиональный барахольщик, - рассказал Сергей Владимирович. - Объездил все комиссионки мира. Каждая вещь обладает энергетикой, и я ее чувствую.
Попросила знатока порыться в ящике с какой-то ветошью мрачных расцветок и разведать энергетику.
- У этих вещей она не очень хорошая, - брезгливо заметил Сергей. - Потому что у нас вещи сдают, чтобы заработать. А заграницей их иногда просто отдают даром. И их комиссионки отличаются от наших рациональной ценой и большим спросом.
Наши комиссионки отличились уже тем, что выжили. Правда, с советских времен их осталось всего около 20. Без господдержки это не слишком доходный бизнес.
- С каждого товара мы берем свою наценку в 30 процентов от стоимости, - говорит Ирина Козлова. - Но их нужно еще заработать. Ведь если вещь не продается, мы каждый месяц снижаем ее цену. В итоге она может быть куплена за копейки или вообще возвращена хозяину.
На грампластинках Анны Герман и декоративных пастушках миллионов не сделаешь. Сейчас уже не принято покупать и продавать что попало, сегодня ценится элитный товар. Вот и открываются в Москве элитные комиссионки. Здесь можно купить только одежду, причем ту, какой не найти в гипермаркетах для среднего класса. Версаче, Диор, Шанель беспечно болтаются на вешалках и продаются вполцены.
- Богатые люди таким образом разгружают свои гардеробы, - объясняет Мария Зуева, управляющая комиссионного магазина элитной одежды. - Сезон прошел, и вещь приносят к нам. А девушки, которые не могут покупать в бутиках, здесь приобретают ее намного дешевле.
При мне на комиссию сдали сумочку Гуччи за 4500, в фирменном магазине такая стоит раз в пять дороже. При этом комиссионный товар не отличишь от бутикового - поношенную или грязную вещь здесь просто не примут. Есть ограничения и в марках товара.
- Мы не принимаем дизайнерские вещи наших модельеров, вроде Юдашкина или Елены Супрун, - говорит Мария Зуева. - На такую одежду нужен особый покупатель. Мы рассчитываем на более широкий круг клиентов.
Модные студентки или женщины средних лет - никто из них, надев "новую" юбочку от Версаче, не расскажет о ее комиссионном происхождении. Бывшие владельцы этой одежды тоже предпочитают оставаться неизвестными.
- За 11 лет работы у нас скопилась большая клиентская база, - говорит Мария Зуева. - Там много известных имен, но, конечно, мы не назовем ни одного. Иногда мы их и сами не знаем. Vip-персоны чаще присылают водителей. Но судя по вещам, это люди серьезные.
Одеться с vip-плеча или прикупить немного прошлого для дачи - такие разные услуги предлагают столичные комиссионки. И пока на рынке оба этих предложения пользуются одинаковым спросом.