Таким образом, еще один из важнейших государственных постов достался питерскому: Владимир Чуров окончил ЛГУ, а в начале 90-х годов работал в мэрии Санкт-Петербурга под руководством нынешнего президента России Владимира Путина. Правда, у Владимира Чурова техническое образование: он инженер-физик. Но, судя по его первому же заявлению, диплом юриста ему не очень-то понадобится, поскольку он будет, выражаясь на политическом сленге, "дважды техническим" председателем ЦИК: "Главное мое отличие от позиции Александра Вешнякова заключается в том, что я в меньшей степени склонен комментировать избирательное законодательство и в большей степени склонен добиваться его исполнения от всех участников избирательного процесса".
Этот намек на излишнюю политизированность был вчера, пожалуй, единственным камнем, публично брошенным вслед уходящему Александру Вешнякову. Все остальные выступавшие с трибуны так нахваливали бывшего председателя ЦИК, что журналисты чуть ли не хором спросили у помощника президента, зам. руководителя администрации президента Владислава Суркова: "Если Вешняков такой замечательный, тогда зачем же вы его сняли с должности?" На что главный политтехнолог Кремля ответил весьма философски: "Залог политического здоровья заключается в периодической смене руководящего состава. Не должно быть в России пожизненных постов. И все мы со временем..." - вздохнув, не договорил Владислав Сурков.
Сам же Вешняков слушал это резюме с мрачным выражением на лице. Возможно, это объясняется, как отметила первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, его "природной северной сдержанностью" (Вешняков родом из Архангельска). Но когда Вешняков вышел на трибуну для прощальной речи, было очевидно - сдержанность дается ему с большим трудом. Он поблагодарил руководство страны и за награды, и за "неформальную оценку труда". И, кстати, вспомнил: "Так уж совпало, что на днях исполнилось 13 лет, как я пришел работать в ЦИК, был секретарем, а потом восемь лет подряд председателем". Но вид у Александра Альбертовича был явно не именинный.
И уходя, Вешняков чуть было не хлопнул дверью. Он напомнил, как сражался с думским большинством, принимавшим "вредные для избирательной системы" поправки. "На наш взгляд (его и других уже бывших членов ЦИК), необоснованно завышена до 50 тысяч необходимая для регистрации численность партии. Продолжает действовать система "политических паровозов", когда одна известная личность тащит за собой в законодательные органы безликий партийный список. И сейчас думское большинство пытается протащить через парламент такие поправки в выборное законодательство, которые выгодны только партийным бюрократам, но не избирателям, ради которых мы должны работать. Эти поправки необходимо проверить на коррупционность", - заявил Александр Вешняков.
Бывший председатель ЦИК обеспокоен дальнейшей судьбой его детища - автоматизированной системы "ГАС-Выборы". Как уверяет Вешняков, только благодаря ей удалось выявить массовые нарушения закона, допущенные на избирательных участках в Дагестане 11 марта. "Фальсификации, как правило, были в пользу партии власти", - отчаянно заявил экс-глава Центризбиркома.
Но потом верх над эмоциями все же одержала его "природная северная сдержанность": "Как правильно сказал помощник президента Сурков, я желаю новому составу комиссии преемственности. И прошу, чтобы никто не воспринимал наш уход как разгон неугодных. Это я говорю для тех, кто так понимал", - устало завершил свою речь Александр Вешняков.