САММИТ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Вчера в гостинице "Фенисия" (Финикия) в центре восстанавливаемого после гражданской войны Бейрута открылось совещание Лиги арабских государств на высшем уровне.

Этот саммит мог бы, очевидно, сыграть поворотную роль в прекращении застарелого конфликта на Ближнем Востоке. Ведь основным пунктом в повестке дня фигурирует известная саудовская мирная инициатива. В соответствии с ней в ответ на уход Израиля к границам 1967 года, согласие с созданием Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, а также на приемлемое решение проблемы палестинских беженцев арабский мир готов признать Израиль и установить с ним нормальные отношения. Принятие такого решения открыло бы реальную возможность возобновить мирный процесс и довести его до полного справедливого урегулирования.
Израильский премьер Ариэль Шарон выдвинул свой встречный мирный план, который предполагает на первом этапе прекращение огня, на втором - длительный переходный период. Третий же этап должен привести к полномасштабному мирному соглашению и окончательному урегулированию. Однако наблюдатели считают его еще менее реальным, чем саудовский план. Скорее, это реакция на американское давление, ибо от решений арабского саммита в немалой степени зависит и состояние арабо-американских отношений в целом.
Похоже, саммит не станет поворотным. На нем отсутствует одно из главных действующих лиц - палестинский лидер Ясир Арафат, которого израильтяне фактически подвергли домашнему аресту в его резиденции в городе Рамалла. Шарон недоволен тем, что Арафат не выполняет ряд предъявленных ему условий, в частности, недостаточно энергично пытается приостановить теракты палестинских камикадзе, а потому выпускать его в Бейрут не хочет. А если и выпустит, то обратно уже не пустит. Естественно, все это выглядит как явная установка на срыв принятия саудовской инициативы, что еще больше изолировало бы Шарона на международной арене. Правда, у Арафата есть возможность обратиться к арабским руководителям посредством телемоста, но общей картины это не меняет.
К тому же явно в знак протеста против такого унизительного обращения с Арафатом в Бейрут не приедет еще одно весьма важное действующее лицо - президент важнейшей арабской страны - Египта Хосни Мубарак. (Его страну представляет премьер-министр.) Именно Мубарак является одной из движущих сил мирного процесса, и его отсутствие в Бейруте говорит о многом. Словно предчувствуя неблагоприятный оборот событий, еще 9 глав 22 арабских государств воздержались от поездки на саммит. Короче, складывается впечатление, что очередная попытка прорыва в ближневосточном конфликте не принесет ожидаемого результата...
Между тем разгул насилия в регионе не ослабевает, несмотря на усилия американского посредника Энтони Зинни сблизить позиции сторон, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, добиться перемирия и возобновления мирных переговоров.