"ФОСФОРИТ" ОТСТУКИВАЕТ SOS: ЕМУ УГРОЖАЕТ БАНКРОТСТВО

12 марта нынешнего года Конституционный суд Российской Федерации вынес постановление о проверке конституционности целого ряда норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Во вчерашнем номере "Труда" опубликован по этому поводу обстоятельный комментарий юристов, в котором особо подчеркивается важный момент: постановление Конституционного суда призвано сделать процедуру банкротства более прозрачной, даст дополнительные гарантии от злоупотреблений со стороны ее участников. Но для этого необходимо как можно быстрее внести поправки в Федеральный закон. До тех пор, пока действуют старые нормы, возможны такие ситуации, о которых идет речь в публикуемом материале.

ОАО "Фосфорит" - одно из крупнейших российских предприятий, выпускающих фосфорные удобрения и другую химическую продукцию. Но на данный момент ситуация вокруг предприятия заставляет бить тревогу: кредиторы совершенно очевидно хотят установить над ним свой контроль, используя прорехи в нашем законодательстве, благодаря которым становится возможной процедура так называемого "искусственного банкротства".
Сегодня на практике начать "банкротить" можно кого угодно, причем для этого вовсе не обязательно иметь плохой платежный баланс. Сам факт наличия кредиторской задолженности, которая всегда есть на любом нормально работающем предприятии, можно повернуть так, что эта задолженность будет трактоваться судом как фатальная, дающая основание для введения внешнего управления. Провернуть это не так уж сложно, если у вас есть адвокат, который умеет манипулировать далекими от совершенства "нормами права". А поскольку внешние управляющие у нас нередко поют с чужого голоса, то вместо того чтобы способствовать финансовому оздоровлению предприятия, они доводят его "до ручки", то есть до состояния, когда жертву можно взять голыми руками.
Все сказанное имеет самое непосредственное отношение к ОАО "Фосфорит", ставшему жертвой схватки между конкурирующими группами кредиторов. Главную роль в этой истории играют питерский предприниматель Александр Сабадаш, имеющий определенную репутацию после печальных событий на Выборгском ЦБК, а также группа "Евросиб", долгое время руководившая предприятием.
Процедура наблюдения была введена на "Фосфорите" еще в мае 2000 года по иску одной из близких Сабадашу компаний, которой "Фосфорит" задолжал некую сумму. Мирового соглашения с кредитором тогда достичь не удалось, и в начале декабря прошлого года общее собрание кредиторов, посчитав, что никаких гарантий на возврат "кредиторки" у предприятия нет, высказалось за введение на предприятии внешнего управления. Причем в реестр кредиторов попали фирмы, исключительно ассоциирующиеся с Александром Сабадашем, а компании "Baltimex", близкой к "Евросибу", - почему-то в реестре не оказалось. Представители "Baltimex" тут же опротестовали это решение. Дело в том, что незадолго до этого швейцарская фирма "Baltimex", сотрудничавшая с "Фосфоритом" с 1995 года в качестве торгового агента и имевшая около 80 процентов долгов предприятия, в довольно резкой форме выступала против введения внешнего управления. Однако в реестр кредиторов ее не включили, лишив права голоса на общем собрании кредиторов. Точно так же не попал на собрание и другой кредитор - Балтийский банк.
Суд по странному стечению обстоятельств удовлетворил лишь иск подконтрольной Сабадашу компании и назначил внешнего управляющего Владимира Орешко. Теперь "Фосфорит" на всех парусах стремится к банкротству благодаря "эффективной" комбинации по искусственному раздутию кредиторской задолженности. Интересно, что недавно Орешко обвинил прежнее руководство предприятия - структуры "Евросиба" в предумышленном росте кредиторской задолженности, хотя ее резкий рост произошел именно при нем - всего за полгода она увеличилась почти наполовину. Так, стоимость имущества ОАО "Фосфорит", включая деньги и средства в расчетах, по сравнению с докризисным периодом, увеличилась на 36 процентов, но при этом стоимость основных средств снизилась на 27 процентов, а оборотные активы увеличились аж втрое. Сегодня свара между кредиторами привела к тому, что предприятие не может нормально работать. Там постоянно что-то происходит: то рабочие объявят забастовку, то железнодорожники прекратят подачу вагонов, то еще что-то...
Акционеры сейчас находятся вне игры. Ведь они с момента введения внешнего управления не имеют возможности влиять на управление предприятием. И хотя среди них есть такая серьезная структура, как Группа МДМ, которой принадлежит треть всех акций предприятия, разобраться с тем, что реально происходит на комбинате, она не может, поскольку не имеет своих представителей на предприятии, и в период внешнего управления не может реализовать свои законные права.
Надо полагать, что разного рода деятели, имеющие здесь свой интерес, не могут не отдавать себе отчета в том, что их поджимает время. Они понимают, что государство, в последнее время обостренно-отрицательно относящееся к скандалам вокруг собственности, намерено разобраться в том, каким образом предприятие, чья продукция в большинстве идет на экспорт, вдруг стало банкротом.
История с "Фосфоритом" еще раз показывает, что решения Конституционного суда по вопросу процедуры банкротства очень своевременны. Ведь пока будут иметь место методы "а ля банкротство", превращающие бизнес в его жалкую пародию, - реальных инвестиций нам не видать, как своих ушей.