Нынче, видимо, вновь пришло время черной полоски в творчестве неразлучных соратников: их десятый по счету фильм, показанный на днях в Доме кино, встретил довольно кислый прием публики, вполне, надо сказать, поначалу благожелательно настроенной. Похлопали в финале, скорее, из вежливости, дискуссий, сродни тем, что бушевали в кулуарах после недавнего показа сокуровского "Тельца", на сей раз не было и в помине. Это тем более обидно, что, будучи, кроме режиссера, еще и директором "Мосфильма", Шахназаров собрал замечательную творческую группу - лучшую, с какой ему когда-нибудь, по его же словам, приходилось работать. Одни имена актеров чего стоят: общепризнанные корифеи Олег Басилашвили, Людмила Касаткина, супермодный нынче Андрей Панин, популярный в молодежной "тусовке" Александр Баширов... Да и денег на кино, судя по всему, не пожалели. До михалковского "Сибирского цирюльника" фильм по своим затратам, конечно, не дотягивает (это надолго останется рекордом), но заморские пейзажи, роскошные исторические костюмы, диковинные прически, впечатляющие массовки имеют место в большом количестве...
Бородянский и Шахназаров, как я понимаю, захотели иронически столкнуть на экране "век нынешний и век минувший". Приволье античных просторов - и многолюдную толчею современного города. Роскошество великосветских покоев - и нищенский быт нашего все еще полукоммунального жилья. Любовные страсти принцев голубой крови - и пошлые современные адюльтеры. Великие злодейства сановных особ прошлого - и мелкие дрязги сегодняшних людишек. Там, мол, травили друг друга в борьбе за трон, за власть, за право обладать короной и королевой, здесь готовы изводить себе подобных за двухкомнатную квартиру в "хрущобе", за возможность отомстить соседу-сантехнику, отселить постылую тещу в Химки...
"Связным" между разными эпохами выступает герой Олега Басилашвили, который снует туда-сюда, представая перед нами то в облике средневекового Папы Римского, то в образе современного пенсионера с демоническими, правда, замашками. Он-то и научает главного героя фильма, некоего невзрачного актеришку Олега Волкова (в его роли дебютирует Игнат Акрачков), отправить на тот свет изменщицу-жену с помощью яда - подобно тому, как поступали великие тираны прошлого. Смешно? Поначалу, не скрою, да. Но прием достаточно скоро обнажается, к середине фильма и вовсе надоедает. Становится понятно, что вся современная часть картины нужна лишь в качестве монтажной перебивки для постоянных экскурсов в глубины прошлого. Для красочных иллюстраций на тему, кто, как и кого отправил в могилу на просторах кровожадной человеческой истории. Вот так (отрубая головы) разбирался со своими женами Генрих VIII. Вот так (преимущественно с помощью яда) отправляла на тот свет своих недругов Екатерина Медичи. Вот так (выпив цикуту) ушел из жизни Сократ. Вот так (надев отравленные перчатки) мучилась королева Наваррская. Вот так (вкусив отравы) страдал потомок великой династии Чезаре Борджиа...
Примеры смертоубийств (визуальные и "вербальные", рассказанные) в картине множатся и множатся, они нанизываются на незатейливую сюжетную ось, как на шампур. В итоге вместо художественного фильма получается что-то вроде общедоступного справочного пособия - сродни тем, что в изобилии выпускают сегодня книжные издательства. Вот они лежат сегодня на лотках: "Боги и демоны", "Люди и монстры", "Темные века", "Ведьмы"... К этому сонму незатейливого похватного чтива примыкает, увы, и фильм Бородянского и Шахназарова. Он даже называется в стилистике дешевого комикса - "Яды, или Всемирная история отравлений". И обзорно-иллюстративное название его в общем почти исчерпывает содержание...