ОТРАВА ВМЕСТО ЛЕКАРСТВ

Впервые сообщения о фальшивом лекарственном препарате появились в 1997 году - и это был тогда уникальный случай (речь шла о кровезаменителе полиглюкине). Но уже в 1999 году контрольно-разрешительные органы Минздрава выявили 29 серий фальшивых лекарств, а в 2000 году - 105 серий. Очевидно, что преступный бизнес раскручивается с большой скоростью.

ЭТО ЯВЛЕНИЕ - относительно новое для нашей страны. Возможно, какие-то подделки лекарственных препаратов существовали и раньше, но такие случаи нигде не регистрировались и, уж конечно, не были массовыми. Закон РФ "О лекарственных средствах", принятый в июне 1998 года, вообще не содержит понятия "фальсифицированное лекарственное средство". К сожалению, сегодня можно сказать, что незаконное производство и распространение поддельных лекарств приобретает серьезные масштабы.
Впрочем, проблема эта - не специфически российская, а всеобщая, считает заместитель министра здравоохранения РФ Антон Катлинский. "Но сам факт, что мы ежегодно обнаруживаем на российском рынке все больше фальсифицированных лекарственных средств, требует от нас четких ответных действий", - добавляет он. В 2000 году министерство составило список 56 фальсифицированных препаратов (кстати, более 60 процентов фальшивок - это отечественные лекарства). Но очевидно, что реальное число поддельных лекарств гораздо больше, опасность их для здоровья населения вполне реальна, а производство и продажа таких препаратов - явное преступление. Чаще всего прием фальшивых лекарств не оказывает никакого лечебного эффекта, но бывают случаи явно пагубного их воздействия. По данным АМФП (Ассоциации международных фармацевтических производителей), фальсификаторы предпочитают торговать хорошо известными и наиболее распространенными препаратами, например антибиотиками. Это крайне опасно, так как антибиотик с измененным количеством активного вещества уже не излечивает инфекцию. Более того, бактерии в результате могут стать более стойкими к подобным препаратам - а это уже серьезный риск.
Ситуация усугубляется тем, что изготовлением поддельных лекарств занялись, судя по всему, люди вполне профессионально подготовленные. Во всяком случае, большинство фальшивок сделано на внешне солидном уровне, в отличной упаковке. Обнаружить такую подделку может только специалист.
Тем не менее в большинстве случаев серийные фальшивки удается обнаружить. В стране работает более 80 лабораторий, которые занимаются контролем качества лекарств, в том числе и определением подделок. Но выявить фальшивку - мало. Дальше встает сложнейшая проблема изъятия поддельного лекарства из оборота. Из-за несовершенства законодательства сегодня аптекам можно лишь РЕКОМЕНДОВАТЬ изъять из продажи обнаруженные фальшивые препараты, а в результате они могут еще не один месяц оставаться на полках аптек.
Очевидно, что усилиями одного Минздрава эту проблему решить нельзя. Сегодня уже собрана серьезная информация по многим фактам фальсификации. Она регулярно направляется в органы внутренних дел, но чаще всего до суда - а тем более до справедливого наказания преступников - дело так и не доходит. Конечно, крупные производители лекарств обеспокоены такой ситуацией - ведь попутно происходит дискредитация вполне эффективных лекарств, а заодно врачей и медицины в целом. В документах АМФП, в частности, говорится: "Без принятия срочных мер по борьбе с фальсификацией лекарств в России могут возникнуть тепличные условия для незаконного производства фармацевтических препаратов и их экспорта за границу".
К сожалению, страна уже стала одним из крупнейших в мире рынков наркотиков. Хочется верить, что нам все же удастся уберечь отечественный рынок от разрушительного нашествия поддельных пилюль.