Поводом для него послужила статья в одной из российских газет, в которой говорилось о возможном укреплении влияния России на Балканах в случае прихода румынских левых к власти и допускалась идея восстановления прямой линии секретной связи между президентами двух стран. По мере раскручивания скандала лидер оппозиции (до 1996 года - президент Румынии) Ион Илиеску был обвинен в "пророссийских симпатиях" и представлен как "противник интеграции страны в ЕС и НАТО".
В то время как разворачивалась шумиха в прессе и на телевидении, неожиданно выяснилось, что телефонная линия межправительственной связи между Москвой и Бухарестом до последнего времени по-прежнему существовала, хотя, как заверяют местные власти, ею и не пользовались. Решение о демонтаже телефонного коммутатора было принято лишь на днях - об этом распорядился советник президента по вопросам национальной безопасности генерал Константин Деджерату. По его словам, ликвидированная аппаратура обеспечивала связь с правительствами бывших соцстран до 1998 года, когда Бухарест отказался от соответствующих соглашений с Болгарией, Венгрией, Чехией и Северной Кореей. О решении румын демонтировать прямой канал правительственной связи Москве сообщили в сентябре прошлого года, однако, как сказал генерал Деджерату, "реакции на это не последовало".
Большинство обозревателей и политиков едины в том, что скандал был развязан в предвыборных целях для дискредитации основных политических претендентов. Осенью - выборы и президента, и парламента, а по последним опросам общественного мнения, лидер левой оппозиции Илиеску уверенно набирает более 40 процентов голосов. Один из влиятельных политиков метко назвал всю эту истеричную кампанию вокруг "красного телефона" с Москвой "плохо организованной диверсией".