Казалось, что и нынешняя, 72-я по счету, церемония тоже не состоится по расписанию. Сначала пропали три четверти бюллетеней из 5607, рассылаемых голосующим членам Академии кинематографических искусств и наук. Потом украли сами золоченые статуэтки. Куда уж дальше?
Между прочим, по стоимости на аукционах они бывают в полном смысле на вес золота. Например, продюсер Стивен Спилберг заплатил 550 тысяч долларов за "Оскар", присужденный покойному Кларку Гейблу за роль в фильме "Это случилось однажды ночью". Но установленная их цена - один доллар. Каждый награжденный подписывает с академией договор, по которому он не имеет права продать или подарить свой приз, не предложив ей сначала купить его - именно за один доллар. Но укравшие все 55 "Оскаров" преступники получат не доллары, а тюремный срок: они арестованы, большинство статуэток найдено. Правда, они никому не достались, поскольку превратились в вещественные доказательства для суда. Их поставщик, чикагская фирма "Оуэнс", успела изготовить новых человечков с мечом. А аудиторская компания "Прайс-Уотерхаус-Куперс" успела сосчитать новые бюллетени для голосования.
Так что церемония в лос-анджелесском зале "Шрайн-аудиториум" началась точно по графику. От скандальной прелюдии остались только скандальные слухи: спецкор "Вашингтон таймс" Гэри Эрнолд сообщает, что в местной журналистской среде не удивились бы, если бы "авторами" исчезновений оказались сами продюсеры шоу супруги Ричард и Лили Занук - чтобы привлечь к церемонии побольше внимания. Возможно, журналисты мстят устроителям: в зал их не пускают, происходящее там они видят лишь по мониторам.
Благодаря телевидению кинотусовку в Лос-Анджелесе увидели миллиард с лишним людей на всех континентах. Недаром говорят, что один этот вечер кормит академию целый год. Телеканал-монополист Эй-би-си, получая в последние годы от рекламы по ходу трансляции церемонии порядка 70 - 75 миллионов долларов, 37 миллионов платит академии. На организацию вечера уходит примерно миллионов 10, остальные - чистый доход. В прошлом году цена 30-секундного рекламного сегмента впервые перевалила за миллион долларов, а на сей раз она достигла уже 1,3 миллиона. Как говорится, овес нынче дорог.
Что касается номинантов, то с самого начала далеко вперед вырвался первый фильм английского театрального режиссера Сэма Мендеса, специально приглашенного в Голливуд, чтобы поставить фильм "Красота по-американски" - достаточно трагическую драму о жизни двух семей из верхнего слоя среднего класса, как обычно, живущих в комфортабельном пригороде. И вот везение новичка на голливудском тотализаторе: ленту выдвинули сразу по восьми категориям, включая самые важные - лучшая картина, лучший оригинальный сценарий, лучший режиссер, лучший актер и лучшая актриса. За ним (семь номинаций) шел фильм "Правила дома, где делают сидр" по известному роману Джона Ирвинга.
Между кинокритиками, забывшими об остальных трех номинантах, разгорелась перепалка по поводу двух фаворитов. Не отрицая художественных достоинств, одна их часть обрушалась на фильм англичанина за то, что он "представляет американский образ жизни в отталкивающем свете и морально травмирует зрителя", особенно незрелого. "Правила дома" противопоставлялись этой картине как зрелище, хотя и не без недостатков, но будящее в душах доброту и оптимизм.
Но неисповедимы оскаровские пути. И воскресный вечер еще раз это доказал. Начать с того, что лучшим "мультиком" была признана работа нашего соотечественника Александра Петрова "Старик и море", а за лучший фильм на иностранном языке - "Все о моей матери" - награду получил выпускник ВГИКа испанец Педро Альмодовар. Своего рода сенсацией стало появление на сцене "Шрайн-аудиторум" давно здесь отсутствовавшей Джейн Фонды, которая вернулась, разойдясь с мужем-миллиардером Тедом Тэрнером, хозяином Си-эн-эн, чтобы вручить почетный приз польскому режиссеру Анджею Вайде.
Почетной награды за многолетнее удачное продюсерство был удостоен и Уоррен Битти, больше известный как исполнитель гангстерских ролей в боевиках "Бонни и Клайд" и "Багси". Он мог получить в этот день и еще один "приз": его жена актриса Аннетт Бенинг вот-вот ждала их четвертого ребенка, но все-таки рискнула прибыть на церемонию, ожидая получить свой первый "Оскар" за лучшее исполнение главной женской роли в "Красоте по-американски". Но, увы, он достался никому не известной Хиллари Свэнк, сыгравшей женщину, хотевшую быть мужчиной, в картине "Мальчики не плачут", которая не имела ни кассового успеха, ни успеха у критиков.
"Обидев" Аннетт, замечательную актрису, академики признали лучшим актером ее партнера по "Красоте по-американски" Кевина Спейси, а за режиссуру "Оскар" достался 34-летнему Мендесу. Его ленте достались и остальные награды в наиболее важных категориях - лучший фильм, лучший оригинальный сценарий, лучшая операторская работа. Таким образом, "клевета на американский образ жизни" стала абсолютным победителем.
Все, что представало на телеэкране и что выглядело как искренний, непосредственный экспромт, на самом деле было многократно отрепетированным театральным действом. Американцы не верят в импровизацию в таких случаях. Поэтому репетируется все от начала до конца, включая и благодарственные речи "со слезой". Потенциальные победители должны продемонстрировать свою способность уложиться в отведенные 45 секунд. И даже неприличности, которыми любят сдабривать свой текст конферансье, тоже оттачиваются заранее. Не зря остряк Боб Хоуп говорил, что за кулисы так же опасно заглядывать, как в публичный дом: можно там встретить самого себя в непотребном виде.