Завтра в «Зарядье» зазвучит новый орган

Сочетание многовековых традиций органостроения с достижениями IT-технологий дает фантастический результат

29 февраля — хороший день для совершения чудес. И вот одно из них: завтра в Московском концертном зале «Зарядье» впервые зазвучит для публики новый орган.

Что ж тут чудесного? Ну, во-первых, сам зал «Зарядье», за полтора года существования ставший жемчужиной музыкальной Москвы. Он феерично выглядит и звучит (благодаря заботам великого акустика японца Ясухисы Тоёты), а продюсерская команда зала смогла стремительно вывести его в ряд самых престижных площадок мира, где с радостью выступают Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Джойс Дидонато и другие легендарные музыканты.

А во-вторых, сочетание многовековых традиций органостроения с достижениями IT-технологий дает фантастический результат. В новом инструменте соединяются французская и немецкая традиции — две главные линии европейского органного дела за три века. Не зря французская фирма Muhleisen базируется в Эльзасе, где так велико немецкое влияние. Оттого, считают гендиректор зала Ольга Жукова и его главный органист Лада Лабзина, на новом инструменте будут прекрасно звучать и Бах, и Сезар Франк, и современные композиторы.

Госприемка нового органа состоялась 4 февраля. Все затраты по его изготовлению, транспортировке (семь фур!) и установке взяло на себя правительство Москвы, в чьем ведомстве находится зал «Зарядье».

Еще немного цифр. В инструменте 85 регистров, то есть тембров, которые можно соединять в любой комбинации. Общее количество труб — 5872, их длина — от 5,5 метра (басовая деревянная труба) до 15 см (металлическая трубка высочайшего тона). Вес четырехэтажной конструкции — 40 тонн, высота — 10 метров, ширина — 9,5 метра, глубина — 4 метра. Внутри есть даже небольшая слесарная мастерская.

Управляют гигантом с любой из двух консолей (так органисты называют пульт), одна из которых стационарная, встроенная в инструмент, а другую, мобильную, можно установить в любом месте сцены. В каждой консоли пять клавиатур — четыре ручные (мануалы) и одна ножная (педаль). Первый и второй мануалы лучше всего приспособлены для музыки барокко, другие два — для романтического репертуара. Ну а педаль, как басовая основа звучания, одинаково нужна во всех стилях.

Есть в Москве органы и с большим числом труб. Например, в Зале имени Чайковского их 7200. Любимый музыкантами и публикой инструмент чешской фирмы Rieger-Kloss более 60 лет услаждает слух ценителей органной музыки, но это другая, докомпьютерная эпоха. А орган Большого зала Московской консерватории — последний и лучший опус французской фирмы Cavaille/-Coll, удостоенный золотой медали Всемирной выставки 1900 года в Париже, вовсе памятник органостроения.

В «Зарядье» теперь благодаря компьютеризации инструмента можно играть без ассистента. Или, например, предусмотрена такая возможность для репетиций: сыграешь произведение, а клавиши в точности запомнили твою игру. Включишь повтор, отойдешь в зал — и слушаешь самого себя, обнаруживая недостатки и прикидывая, как их исправить.

Что же мы увидим и услышим 29 февраля? Всех замыслов мне не раскрыли, но ясно, что приглашение легендарного режиссера Даниэле Финци Паски, прославившегося в том числе спектаклями Цирка дю Солей, уже сулит ажиотаж. Впрочем, и того, что рассказали, достаточно для привлечения внимания представителей Книги рекордов Гиннесса. Так, в инаугу-рации, которая продлится 24 часа, с полуночи на 29 февраля до полуночи на 1 марта, выступят 24 органиста из разных стран, в том числе, конечно, и нашей. Их сможет услышать множество групп, которые будут запускать в режиме нон-стоп. Говорят, осталось немного билетов на ночные сеансы.

Регулярные органные концерты начнутся в «За-рядье» уже в марте. Летом дирекция устроит так называемую резиденцию — пригласит семерых ведущих композиторов, наших и зарубежных (имен пока не назвали), и закажет каждому по 10-минутной пьесе. А премьера нового цикла состоится уже осенью.

P.S. Как пообещала генеральный директор Ольга Жукова, появление органа не приведет к подорожанию билетов на концерты. Важное обстоятельство и для нас, и для тех, кто будет приходить в «Зарядье» еще лет 250-300 — именно такой срок жизни прочат уникальному инструменту.