Не утихают споры о прообразе озера из знаменитого произведения
Трудно поверить, но премьера единственной прижизненной постановки балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» успеха не имела. Это был почти провал.
Первую постановку балета осуществил Юлиус Рейзингер, на сцене Большого театра премьера прошла 4 марта 1877 года. Однако особого зрительского успеха она не имела. Считается, что эта неудача объяснялась неспособностью московской труппы постичь музыку Чайковского, а также слабой хореографией. Балет просуществовал в репертуаре до 1883 года. Лишь спустя 18 лет, уже в Санкт-Петербурге, в хореографии Петипа и Иванова «Лебединое озеро» потрясло и зрителей, и критиков. С тех пор оно стало классикой мировой хореографии и главным спектаклем лучших балетных сцен мира.
Первой исполнительницей партий Одетты и Одилии стала русская прима Полина Карпакова. А Майя Плисецкая с 1947 по 1977 год станцевала эту партию в балете более 800 раз.
Кстати, до сих пор ведутся споры, какой водоем стал прообразом легендарного озера. Например, в Германии уверены, что на идею написания музыки к балету повлияло впечатление от Лебединого озера, находящегося в предгорьях Альп в окрестностях города Фюссена. Хотя наиболее вероятной является версия об озере неподалеку от городка Каменки (Черкасская область, Украина), где автор жил во время сочинения балета. Есть еще один вариант: прообразом лебединого озера был Воткинский заводской пруд, центральная часть которого находилась напротив дома Чайковского в его родном Воткинске.