«Не делайте из еды культа»

Как продать морковную котлету по цене отбивной? Да запросто!

В современном ритме верующему человеку даже на время поста трудно отказаться от привычного графика и выделить время на приготовление постных блюд, которые можно, к примеру, взять с собой на работу. Тут на помощь приходит общепит. Только вот подход к приготовлению постной трапезы там далеко не всегда соответствует всем правилам. Зачастую владельцы точек питания попросту продают непопулярные блюда из меню по завышенным ценам «спецпредложений».

Ведущий научный сотрудник НИИ питания РАМН, профессор Арсений Мартинчик накануне поста напомнил верующим о том, что в нашем климате недостаток мяса может привести к депрессии, а значит, его нужно заменять другими продуктами — например, семечками, орехами или бобами. «Наука о питании приветствует такие вещи, нацеленные на более интенсивное потребление растительной пищи взамен животной. Но не каждый может отказаться от мяса, это может привести к раздражительности и депрессии», — подчеркнул Мартинчик на пресс-конференции в Москве.

«Блюдо дня» на 40 дней

Тем временем кафе и рестораны добавили в меню целые приложения с постными бизнес-ланчами и специальными «облегченными» предложениями. Вот только по стоимости эти «облегченные» блюда почему-то не отличаются от остального меню, несмотря на относительную дешевизну используемых продуктов. Так, например, постный ланч в сети кофеен «Кофе Хауз» обойдется в 259 рублей. «Шоколадница» предлагает обед для постящихся по цене от 200 до 350 рублей. Согласитесь, отнюдь не облегченные цены. Так что сэкономить во время поста, даже выбирая в меню только блюда без мяса, яиц и молочных продуктов, вряд ли получится. «Конечно, никакой ресторан не будет выбиваться из своей ценовой политики, и ланчи будут стоить столько же, сколько и стоили. Более того, когда, как не сейчас, появляется возможность продавать морковные котлеты по цене отбивной? Всегда в меню есть „блюдо дня“ — обычно это то, что залежалось или привезено в излишке, в общем, должно быть срочно продано. Вот постное меню — это „блюдо дня“ на целых 40 дней», — говорит повар Кирилл Вознесенский.

«Постная» ветчина

Даже в период поста рестораны общественного питания предлагают посетителям ни в чем себе не отказывать и наслаждаться привычной едой в «постной» обертке. Так, например, сметана не исчезает из меню, а превращается в постную, место сыра занимает тофу, а сосиски в хот-догах становятся соевыми.

Эксперты из Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) призывают не терять бдительности и не доверять пометке «постный продукт». «Бывали случаи, когда наши сотрудники, многие из которых сами постятся, покупали в магазине продукты с той самой пометкой, а там оказывалась ветчина. Конечно, такое чаще встречается в магазинах, но и в ресторане можно с этим столкнуться. Отчасти дело в недобросовестности, отчасти в том, что многие не знают, что значит поститься, что можно есть, а что нельзя. Пишут „постный продукт“, а там сливочное масло», — говорит пресс-секретарь ОЗПП Юлия Шарапова.

По мнению представителей ОЗПП, судиться в случае, если вам вместо постного принесли обычный процеженный от мяса борщ, не стоит. Угрозы для жизни нет, а значит, и практически нет шансов доказать свою правоту. Максимум, что вы можете отстоять, — это моральный ущерб, который вряд ли будет оценен выше стоимости услуг адвокатов.

Да и ругаться постящемуся как-то не к лицу. Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, лучше внимательно изучите меню и уточните у официанта, какие продукты используются при приготовлении блюда. «Если у вас есть сомнения по поводу того, что вам могут принести, лучше заранее предупредить официанта, что каких продуктов в вашем заказе быть не должно. Например, вы можете сказать, что у вас аллергия на рыбу или молочные продукты, тогда вероятность того, что никаких огрехов не будет, возрастает в несколько раз. Дело в том, что в этом случае они будут чувствовать ответственность не за мифические религиозные убеждения, а за реальное здоровье гостя», — советует Кирилл Вознесенский.

Из того, что было

Адаптироваться к посту можно и не ориентируясь на спецпредложения. В каждом меню есть несколько позиций, которые удовлетворят запросы постящихся. Так, например, в суши-барах круглый год можно выбрать блюда из риса, лапши и соевой пасты. Отдельное меню, не уступающее по разнообразию основному, постящимся не только в Великий пост, но и во все остальные предлагают в основном сети ресторанов русской кухни. Перекусить постнику можно и в фастфудах: так, «Макдоналдс» всегда предлагает овощные салаты, а Subway — вегетарианские сэндвичи.

«Если ресторан дорожит своими клиентами, то вы сможете сами организовать себе постное меню. Просто попросите официанта не добавлять в пасту мясо — и вот у вас спагетти с овощами. Правда, стоимость блюда от этого, увы, не уменьшится», — говорит Кирилл Вознесенский.

Цифры