КАРЕЛЬСКИЙ ДИЗАЙН ПО-ЯПОНСКИ

На эту площадку возле крупного петрозаводского магазина приходят просто посмотреть. Непривычные для севера туи аккуратно выстроились в ряд, с другой стороны - крохотные голубые ели. А летом все вокруг расцвечивается анютиными глазками. Эту красоту создали сотрудники фирмы "Тэйко", которая занимается ландшафтным дизайном.

Небольшая фирма принадлежит семье Юрия и Ирины Теремовских, которые по местным меркам считаются зажиточными. С японского языка название переводится как прибрежная волна. А привязка к Японии самая естественная. Просто отец Юрия - Анатолий Владимирович - сын японского генерала Хисаси Адачи и русской дворянки Марии Теремовской. Буквально несколько лет назад он отыскал своих братьев и сестер в Токио, побывал на могиле отца. После этого сын Юрий и организовал в Карелии общество русско-японской дружбы, зарегистрировал фирму "Тэйко". Идея заняться оформительством территорий пришла в голову Ирине - профессиональному художнику. Она решила попробовать себя в ландшафтном дизайне.
- Может, ничего бы не вышло, но нам повезло, - рассказывает Теремовская. - Я как художник писала работы для городского кафе, и хозяин пригласил оформить загородный участок. Работала с удовольствием - и получилось. Ко мне обратились его знакомые. Так дело и пошло.
- Сложно было перестраиваться?
- Безусловно. Получилось так, что я возглавила фирму, и на мне были все договоры - переговоры, ценовые вопросы. Кроме того, еще сама рылась в грядках, потому что первый год не могли себе позволить нанять людей. Мужчины постоянно работали на участке. Мой старший сын-студент помогал.
За три года Теремовские приобрели необходимый инвентарь. На него денег не жалеют, потому что считают: в этом их профессиональный плюс. Теперь у "Тэйко" есть своя торговая точка и наработанные контакты. И появился даже небольшой производственный объект, где они намереваются выращивать растения. Если первый год фирма отработала только два месяца, а всю осень и зиму сидела без дел, то теперь трудится практически круглый год. "Тэйко" на сезон уже нанимает 8-10 работников.
- Хватает на жизнь? - спрашиваю у Ирины.
- Год назад мы всей семьей ездили в путешествие по Европе. Собираемся отправить сына на каникулы в Германию. А еще я хочу побывать на международной выставке художников. Это тоже требует материальных вложений. Собираюсь вернуться к творчеству. А директором станет Юра. Я останусь дизайнером и займусь участком по выращиванию растений...
Приличную сумму из доходов семья вкладывает в расширение производства. Как сказал Юрий Теремовский, они собираются взять кредит на строительство небольшой гостиницы. У них есть собственный земельный участок у озера, где можно построить дом для приезжающих сюда на отдых.
- А вы сами считаете себя представителями среднего класса?
- Сложный вопрос, - отвечает Ирина. - Если сравнивать с Западной Европой, где на питание тратят не более четверти доходов, постоянно накапливают капитал, то нельзя. А по нашим меркам, думаю, можно. Средний класс в России - это люди, которые смогли вписаться в новую экономику и создать для своих семей достойную жизнь.
А вот какую характеристику среднему классу дала доцент кафедры социологии Петрозаводского государственного университета, кандидат философских наук Ирина МИЛЮКОВА:
- Большинство исследователей сходится на следующих характеристиках. Средний класс в России - это группа людей, обладающая достаточно высоким социальным статусом и доходом. Они, как правило, занимаются нефизическим трудом, имеют высшее образование, рассчитывают на собственные силы, высоко оценивают свои достижения, ищут новое в работе и жизни, имеют уровень дохода, который позволяет накапливать капитал, а также занимаются самообразованием и ориентируются на традиционные семейные ценности.
Доход на члена семьи колеблется на уровне 200 долларов. Есть личные сбережения, автомобиль, недвижимость и инновационные предметы - мобильные телефоны, компьютер, тренажеры и так далее. Таких в России, исключая жителей мегаполисов, около 20 процентов населения.