НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ ВАСИЛЬЕВ

Анатолия Васильева на пресс-конференции, посвященной предстоящему юбилею театра, не было. В духе диссидентов советских времен он решил не возвращаться в Россию после зарубежных гастролей. Почему?

Не захотел дольше сражаться с московским Комитетом по культуре, отобравшим у него родовое гнездо на Поварской и предложившим новую должность главного режиссера взамен художественного директора? Так ведь второе здание - на Сретенке - по-прежнему принадлежит "Школе". Неужели основатель и многолетний руководитель легендарного коллектива, удостоенного чести называться Театром Европы, предал своих актеров?
Однако собравшиеся на эту встречу многочисленные ученики Васильева, прежде работавшие с ним (Адольф Шапиро, Альберт Филозов, Виктор Славкин, Николай Чиндяйкин, Дмитрий Крымов), молодые постановщики, создавшие недавно режиссерский совет, чтобы как-то защитить традиции своего коллектива, предателем Васильева не считают. Больше всего они боятся, что в театре восторжествует единоначалие директора Алексея Малобродского, который с благословения начальников по культуре постепенно сведет на нет художественные поиски Анатолия Васильева. И, таким образом, в Москве появится еще один театр, работающий исключительно на кассу, а не на серьезные театральные идеи.
Ситуацию со своим невозвращением Васильев объяснил в предельно откровенном и горьком интервью телеканалу "Euronews", запись которого показали участникам встречи. Режиссер рассказал, что столичные власти потворствуют исключительно развлекательному театру, приносящему доход. А потому в Москве ему делать нечего. В то же время иностранного гражданства он принимать не собирается, так как в России живет его семья, похоронены родители, здесь его корни, вера. Васильев говорил очень сдержанно, взвешивая каждую фразу, ибо знал: это не простое интервью, а своего рода послание к тем, кто продолжает верить в его идеи.
Более того, Васильев предпринял еще одну попытку сохранить театр. Он направил письмо председателю комитета по культуре правительства Москвы Сергею Худякову с просьбой не допустить окончательного развала "Школы драматического искусства" и назначить худруком театра актера и режиссера Игоря Яцко, прослужившего в нем 17 лет. Прямо скажем, это довольно сомнительная попытка, ибо никто иной, как господин Худяков, обвинял Васильева в неправильном расходовании денежных средств и насылал одну проверочную комиссию за другой. Пока никакой реакции на письмо Васильева со стороны Комитета по культуре не последовало. Это молчание красноречивее всяких слов.
Одно только радует: к 20-летию театра успела выйти книга Полины Богдановой "Анатолий Васильев: между прошлым и будущим", которую присутствующие на пресс-конференции расхватали мгновенно.