ЗАРАБОТАННАЯ ПЛАТА

В одном из предыдущих выпусков "Социального барометра" мы говорили о крайне низком уровне существующей в стране заработной платы. В валовом внутреннем продукте, например, он примерно в два раза ниже, чем в развитых странах. Недопустимо низкая зарплата является подлинным социальным бедствием. Это и серьезный сдерживающий фактор для развития экономики -только высокая зарплата может создать нормальный платежеспособный спрос на товары отечественного производства. Поэтому повышение зарплаты -одна из наиболее важных и неотложных задач сегодня.

Центристское большинство Госдумы уделяло и уделяет этой проблеме особое внимание. Начнем с минимального размера оплаты труда (МРОТ). Как это ни звучит парадоксально, но наши предшественники в Госдуме, где большинство составляли именно левые, сделали в этом плане, мягко говоря, мало. В течение 3,5 года этот МРОТ составлял всего 83 руб. 49 коп. Если перевести эту сумму в доллары США, то можно сказать, что 2-я Госдума получила в 1996 г. МРОТ, равный 13,5 доллара, и "отдала" его нам в размере 2,9 доллара.
Что же в этом отношении было сделано Думой нынешнего созыва? За три года мы увеличили МРОТ в 5 раз - с 83 руб. 49 коп. до 450 рублей. А если учесть, что в этом году он достигнет уже 600 рублей, то произойдет его семикратное увеличение.
Конечно, и эта цифра недопустимо мала. Но тем не менее мы добились позитивной тенденции: темпы роста минимальной заработной платы сегодня существенно превосходят рост инфляции А это очень важно. Известно, что в Трудовом кодексе мы зафиксировали планку, к которой должно стремиться государство - размер МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Правда, тем же кодексом установлено, что должен быть принят отдельный закон, определяющий сроки введения этой нормы. На этот счет мы ведем очень непростые переговоры с правительством, требуя, чтобы уже в этом году такой график им был представлен.
На это исполнительная власть возражает: для роста МРОТ отсутствуют средства и в федеральном бюджете, и, что самое главное, в бюджетах региональных. Проблема действительно существует. Нам представляется, что один из путей повышения бюджетных доходов у регионов - принятие закона, который установит почасовую минимальную заработную плату во внебюджетном секторе. Соответствующий законопроект внесен фракцией "Отечество - вся Россия".
Из чего мы исходим? Не секрет, что именно во внебюджетной сфере реальная получка часто куда выше официально заявленной работодателем зарплаты. Налицо явное стремление уйти от уплаты налогов. Но если бы во внебюджетной сфере была установлена более высокая планка минимальной оплаты труда, то это вынудило бы подобных работодателей легализовать значительную часть заработной платы, а следовательно, и увеличить подоходный налог, поступающий в бюджеты субъектов Федерации. А этот налог, заметим, в основном идет на зарплату бюджетникам.
Конкретно наше предложение выглядит так: устанавливается минимальная часовая оплата в размере 10 рублей в час, или примерно 1680 руб. в месяц. Но Минфин запротестовал: по крайней мере в двух отраслях - текстильной и сельском хозяйстве - такую планку сегодня не преодолеть. Тогда мы предложили более гибкий вариант закона: устанавливается рекомендуемый государством размер почасовой оплаты - те же 10 руб. в час. Если же работодатель решил платить работникам ниже этого предела, он обязан письменно обосновать свое решение перед трехсторонней комиссией, в которую входят представители власти, профсоюзов и объединений работодателей, и Рострудинспекцией. Такой закон мы рассчитываем принять уже в эту весеннюю сессию.