ПРИСТАВНОЙ "СТУЛ ПРЕСТИЖА"

Совещание за закрытыми дверями, проведенное в конце минувшей недели послами стран НАТО, постановило: параллельно ныне существующим организационным структурам военно-политического блока, вышедшего из шинели "холодной войны", будет создан особый форум для дебатов и принятия решений.

Помимо 19 стульев, зарезервированных для государств - членов альянса, в новом консультативно-исполнительном органе появится еще один, который будет предложено занять России.
Началась реализация прагматичной формулы, придуманной британским премьером Тони Блэром,- не 19 плюс 1, а полновесная "двадцатка" вместе с Россией. Источники в НАТО сообщили: пакет предложений передан кремлевским руководителям, и ответ ожидается в ближайшее время - чтобы поспеть выложить его на стол в ходе переговоров глав внешнеполитических ведомств альянса, намеченных провести в мае в Рейкьявике.
Каковы будут реальные полномочия России? Предоставят ли ей право высказываться по ключевым вопросам выработки общей стратегии НАТО, включая расширение альянса на восток? Британия в принципе была согласна выдать России такой мандат, однако, по сведениям "Файнэншл таймс", Соединенные Штаты эту идею с ходу торпедировали.
Каким предполагается сделать статус представителя РФ: будет ли это министр иностранных дел или министр обороны, гражданское лицо или человек в мундире? Все пока туманно. Кроме одного. Заманчивые намеки, которые запускал, как пробные шары, в ноябре прошлого года в Москве генеральный секретарь НАТО, будто бы России могут предоставить право вето по ряду спорных проблем ("Это обсуждается, среди прочего", - заявил тогда Джордж Робертсон), - обернулись пустыми обещаниями.
"Никакого вето" - без околичностей объявил на днях официальный представитель НАТО Ив Бродер, - успокоив ветеранов "холодной войны", что Россия не получит равных прав в реорганизованном Североатлантическом совете и на нее не будут распространяться положения пятой статьи Вашингтонского договора 1949 года о коллективной обороне. Эта статья предполагает, что если кто-то нападет на одну из стран НАТО, то это равнозначно акту войны против всех сразу. Россия вряд ли сама захочет быть повязанной такими обязательствами...
В любом случае у Москвы и появятся дополнительные головные боли, и откроются новые "окна возможностей". С одной стороны, превратившись, по сути, в приемыша НАТО, нам будет намного труднее дуться, как мышь на крупу, когда членский билет будут выдавать Литве, Латвии и Эстонии, служившим для Запада своего рода санитарным кордоном на подступах к Советской России. С другой стороны, появляется трибуна, с высоты которой можно, если умело это делать, увещивать, добиваясь того, чтобы с твоим мнением считались.