Разговоры о том, что Большой нуждается в серьезной реконструкции, идут давно. С момента его открытия в 1856 году там ни разу не делали капитального ремонта. В конце 80-х годов уже века двадцатого, проведя экспертизу состояния здания и определив стоимость работ, власти решили прибегнуть к помощи ЮНЕСКО. Благо Большой театр - не только отечественное, но и мировое культурное достояние. В 1992 году появился грандиозный проект "Большой - ЮНЕСКО". Идея его заключалась не только в проведении капитальных ремонтных работ, модернизации технического оснащения, но и в расширении внутренней площади ГАБТа за счет строительства филиала и присоединения к театральному комплексу соседнего здания, где в то время размещался Внешторгбанк. Только при таких условиях, по заключению экспертов ЮНЕСКО, Большой театр мог нормально, творчески полноценно жить и работать. Кстати, по сходному пути шла реконструкция большинства старейших театров Европы, включая Парижскую оперу и лондонский Ковент-Гарден.
Казалось, договоренности, достигнутые на высоком уровне, должны были дать блистательный результат. Но, к сожалению, не дали. В России у проекта оказалось немало противников. Одни критиковали его за дороговизну, другие за "купеческий размах", и все сходились на том, что его осуществление уничтожит памятник архитектуры, возведенный зодчим А. Кавосом на Театральной площади в 1856 году. "Консерваторы" настаивали на том, что Большой театр - это прежде всего "музей" и его надо сохранить в первозданном виде. И не хотели понять, что жизнь Большого в XX веке изменилась радикально. Ведь общее число показываемых спектаклей, по сравнению с серединой XIX века, увеличилось втрое - в месяц их идет около 30, в год - до 330. Репертуар огромный. Хранение театрального имущества при отсутствии помещений стало сложнейшей проблемой. Каждый день машины, перевозящие декорации, вынуждены курсировать между улицей Плеханова, где размещаются специальные ангары, и Театральной площадью. Испытывает дискомфорт и разросшаяся труппа: не хватает репетиционных залов, гримуборных, не говоря об отсутствии кафе, комнат отдыха... Наконец, не хватает второй сцены, которая была у ГАБТа в пору существования его филиала в здании нынешнего театра оперетты. Репертуар и численность творческого коллектива вполне достаточны для одновременной работы на обеих площадках.
Принятие проекта по реконструкции Большого высокие инстанции под разными предлогами откладывали. Год шел за годом... Публика по-прежнему до отказа заполняла театр. И хотя зрительская часть здания выглядела по-прежнему нарядно, время не пощадило и ее. То тут, то там появлялись трещины на стенах, подтекала крыша, предательски поскрипывали старые полы и, сидя в партере, можно было ощутить прибытие на станцию "Охотный ряд" очередного поезда метро, проходящего где-то совсем рядом.
Тем более грустная картина - в закулисье, рабочих помещениях. Технически устарело, давно выработав свой ресурс, театральное оборудование. Система механизации сцены была установлена в Большом еще в 30-е годы XX века. Ни о какой современной автоматике нет и речи. Все смены декораций "производятся" индивидуальным нажатием кнопки, поэтому во время спектакля на сцене должно одновременно работать около 45 машинистов! Да и само пространство за сценой в Большом сегодня напоминает лавку старьевщика, до предела забитую всякой всячиной. Тут и огромные люстры, и статуи, и лестницы... Ступить в прямом смысле слова некуда...
Известно, что экскурсий по Большому театру не водят. Но на этот раз для группы журналистов было сделано исключение. В качестве гида выступил заместитель генерального директора Д. Родионов. После чего представителей прессы пригласили в Бетховенский зал, чтобы представить им кавалера ордена Искусств и Словесности, известного специалиста в области реконструкции старинных театральных зданий Михаэля Диттманна. Эмоционально рассказав об особенностях и секретах театральной архитектуры, г-н Диттманн выглядел счастливым от того, что проект "Большой - ЮНЕСКО", рожденный почти десять лет назад, наконец-то вступает в действие. Эксперт представил план реконструкции Большого. На проекционном экране друг за другом появлялись кадры: так будет выглядеть комплекс Большого театра, который в три раза увеличит свою площадь.
На вопрос - насколько выгодно при сегодняшней экономической ситуации тратить деньги на модернизацию "главного" театра, г-н Диттманн ответил, что по его скромным подсчетам, даже без подъема цен на билеты эксплуатация двух сцен Большого - основной и филиала - принесет около 90 миллионов долларов в год.
У нас нет оснований не доверять г-ну Диттманну, принимавшему участие в реконструкции Парижской оперы и строительстве здания новой Опера Бастий. Единственное, что смутило в его выступлении, так это заявление о том, что акустика зала его не слишком беспокоит.
Будем надеяться, что это была шутка знаменитого эксперта. Поскольку зрительный зал, в котором дальше десятого ряда не слышно, будут обходить стороной и исполнители, и зрители. Вот тогда-то и произойдет окончательная утрата историко-культурного памятника под названием "Большой театр". Очень хочется верить, что нам повезет и ничего подобного не случится.