Вот уже месяц Америка затаив дыхание следит за жизнью Джеймса Бейна, в одночасье ставшего известным на всю страну. Его приглашают на телешоу, о его истории пишут газеты. Американец отсидел 35 лет за преступление, которого не совершал, и добился освобождения. Теперь Бейн — миллионер. Суд не просто признал его невиновным, но еще и назначил ему солидную компенсацию. Увы, судебные ошибки происходят во всем мире, но, к счастью, далеко не всегда на их исправление уходят десятилетия. «Труд-7» рассказывает о судьбах людей, которые были несправедливо осуждены, но не сдались.
В марте 1974 года городок Лейк Уэйлс, штат Флорида, гудел как улей. В суде слушалось дело о похищении девятилетнего мальчика. На скамье подсудимых сидел
Его арестовали ночью. Полицейские пришли в дом родителей Бейна и пообещали, что зададут несколько вопросов. Но только вопросами дело не обошлось.
Похищение, ограбление и изнасилование. Именно в этом прокурор обвинял Бейна, требуя пожизненного заключения. Адвокат снова и снова доказывал, что его подзащитный невиновен. Он был обычным подростком: любил играть в баскетбол, встречался с девушками и еще ни разу не попадал в поле зрения полиции. У парня было даже алиби: он находился дома со своей сестрой.
Но адвоката не слушали. Против Бейна свидетельствовал сам пострадавший. Именно в его фото мальчик ткнул пальцем, когда ему показали пять снимков подозреваемых…
Пока судья зачитывал приговор присяжных, Бейн стоял опустив голову. «Джеймс Бейн признан виновным и приговаривается к пожизненному заключению. Приговор приводится в исполнение немедленно», — чеканил судья.
В зале поднялся шум. Родственники Джеймса не могли поверить, что его
Тюрьма оказалась совсем не похожа на то, что Бейн о ней слышал. В этом месте с человеком могло произойти все что угодно. «Ты сдохнешь!» — самое распространенное пожелание, которое раздавалось как из уст заключенных, так и из уст надзирателей.
— Я понял, что у меня есть только один помощник — это Бог. Кроме него, ждать подмоги было неоткуда, — уже позднее признался Бейн.
Апелляция, которую они подали с адвокатом, была отклонена. А за ней еще и еще одна. Бейн не сдавался. Он искал новые способы оказаться на свободе.
С конца
Когда в 2001 году система правосудия Флориды приняла решение о проведении
Он подготовил ходатайство и стал ждать ответа. По мнению комиссии, сомнений в правильности приговора быть не могло. Но если последние 26 лет и могли
10 декабря 2009 года — эту дату Бейн мог бы по праву назвать днем своего второго рождения. Именно в этот день окружной суд Флориды признал Джеймса невиновным по делу
— Я ни на кого не сержусь, — признался журналистам Бейн. — Полицейские делали свое дело как могли.
Первым делом Джеймс позвонил своей матери Саре. Последние годы она провела в больницах и уже не могла приехать в суд. Вместо нее Джеймса поддерживали сестры.
С трудом набирая кнопки на сотовом телефоне, который он держал впервые в жизни, Бейн не мог сдержать улыбку.
—
Теперь Джеймсу предстоит заново привыкать к жизни, от которой он был изолирован почти четыре десятка лет. В его планах — окончить образование и посмотреть мир. Денег на путешествия Бейну должно хватить: за каждый год, проведенный в тюрьме, суд присудил ему компенсацию. Теперь Джеймс — миллионер. Государство должно выплатить ему 1 миллион 750 тысяч долларов.
Посетитель почты выглядел подозрительно. Он был не очень хорошо одет, говорил с сильным акцентом и тщательно оглядывался по сторонам, как будто хотел запомнить планировку помещений.
— Вы
Чужаков в чешском селе Смечне, расположенном неподалеку от города Кладно, всегда недолюбливали.
— Три марки, пожалуйста.
Расплатившись, незнакомец вышел на улицу. Через окно бдительная кассирша внимательно следила за мужчиной, который садился в «Форд Мондео». Записав его номер, женщина позвонила в полицию.
— Вас беспокоят с почты. К нам только что заходил
— Спасибо за сигнал, — откликнулись на том конце провода. — Но машина в угоне не значится. Так что поводов для беспокойства нет.
Повод для беспокойства появился позже. 17 июня 2002 года в почтовое отделение ворвались вооруженные грабители. Они прострелили кассирше руку и похитили 104 850 крон (около 4 тысяч долларов). Первым делом полицейские вспомнили про звонок недельной давности…
Петро Терпай работал в Чехии экскаваторщиком уже два года. Все деньги посылал жене и детям на родину, в украинское село Малый Раковец. В июне должен был закончиться очередной срок его пребывания за границей, и он собирался домой, чтобы оформить новую визу. Хотел добираться рейсовым автобусом, но знакомые знакомых предложили ему ехать вместе на машине. Так было быстрее, и он согласился. На польской границе их машину задержали.
— Вас подозревают в ограблении почты, — сообщили полицейские в участке.
Петро пытался объяснить, что
Следствие продолжалось почти год. Все это время Петро провел в камере. Его земляки не отрицали, что действительно покупали марки, но утверждали, что не имели отношения к ограблению.
В апреле 2003 года состоялся суд. В защиту рабочего выступили отец владельца карьера, его невестка и еще пять работников. Все они подтвердили, что в день ограбления Петро неотлучно находился на рабочем месте в 110 километрах от Смечны. Но суд приговорил украинца к семи годам лишения свободы. Апелляция и обращение в Европейский суд по правам человека так ни к чему и не привели.
История Терпая так бы и осталась неизвестной, если бы не тюремный священник Павел Кочнар. Узнав, что украинца осудили несправедливо, он обратился в средства массовой информации. Вскоре о Петро стали говорить на федеральных телеканалах и писать в центральных газетах. Журналисты провели эксперимент: пытались добраться от карьера к месту преступления и обратно за 15 минут (на столько времени мог отлучиться Петро). Их вывод был однозначен: Терпай не успел бы совершить преступление, даже если бы пользовался вертолетом.
В защиту несправедливо осужденного выступило несколько религиозных и общественных организаций. Кроме того, Павлу Кочнару удалось добиться свидания Петро с его женой и детьми, которые влачили в своем селе нищенское существование. Священник оплатил семье дорогу до Чехии, а также пребывание в чужой стране. Кроме того, он продолжал посылать ходатайства в суды. Его усилия не пропали даром. В феврале 2007 года окружной суд города
Так украинец вернулся домой.
— За годы заключения у меня было достаточно времени, чтобы все осмыслить. Неожиданно для себя я встретил людей, которые мне помогли. Пока живу, не забуду этого, — признается он.
Недавно его чешский друг Павел Кочнар приезжал к нему в гости. Они исколесили почти все Закарпатье. Уезжая, Павел звал семью Петро к себе в гости. Но получить право въезжать в Чехию Терпай сможет лишь тогда, когда местный Конституционный суд объявит его невиновным. Уйти на это могут долгие годы.
Образ невинно осужденного героя — один из самых распространенных как в литературе, так и в кино, начиная с «Графа
«Убить пересмешника» (1962) — экранизация одноименного романа Харпер Ли, в котором одна из основных сюжетных линий
В картине «Побег из Шоушенка» 1994 года, снятой по повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», рассказывается о банкире Энди Дюфрейне, отсидевшем 20 лет за убийство своей супруги, которого он не совершал.
«Зеленая миля» (1999) также снята по роману Стивена Кинга и повествует об экстрасенсе Джоне Коффи, который должен отправиться на электрический стул за то, что пытался спасти двух убитых девочек. Его обвиняют в двойном
Многие картины
Случаи, подобные освобождению Джеймса Бейна и Петро Терпая, не редкость. C каждым годом число невинно осужденных, которых спасла
В 2005 году на свободу вышел Патрик Леондос Уоллет, которого обвинили в нападении на молодую пару. Преступники заставили своих жертв снять все деньги с банкомата, а потом отвели их в заброшенное здание, где изнасиловали женщину. В 1992 году полиция арестовала по подозрению в этом деле Патрика. Он находился на испытательном сроке за хранение кокаина. Его приметы и группа крови совпадали с одним из преступников. Мужчина был вынужден признать себя виновным ради смягчения срока. Он был первым заключенным из Далласа, подавшим прошение о проведении
В России о введении общей программы
Ярким примером этого можно считать историю Сергея Михайлова. 4 октября 1994 года в городке Вельск Архангельской области была изнасилована и убита
В камере смертников Михайлов просидел два страшных года, ежечасно ожидая прихода исполнителей. А 20 ноября 1996 года в том же овраге, где двумя годами раньше погибла Ирина Крашенинина, нашли новую жертву — Ольгу Адамову. Спустя месяц в следственном изоляторе Вельска оказался некий Александр Козлов. Он признался в убийстве не только Адамовой, но и Крашенининой. Так выяснилось, что признание Михайлова было вынужденным, а в экспертизе была допущена ошибка. Что же касается связки ключей, то она действительно была потеряна преступником. Но не Михайловым, а Козловым: их ключи оказались схожи. Михайлов был выпущен на свободу спустя еще три года — столько времени потребовалось, чтобы решить бумажную волокиту.