Как известно, девятый вал - это всего лишь волна, пусть и очень крутая. А волны накатывают на берег - и откатываются обратно, не оставляя следа. Если это, конечно, не разрушительное цунами. Перед стартом минувшего национального первенства были, признаться, опасения, что тренеры из дальних стран серьезно потеснят российских специалистов. Но для этого им надо было добиться по-настоящему серьезных успехов. Таковых не оказалось - и все довольно быстро вернулось на круги своя. К сезону-2005 наши клубы высшего уровня готовят 15 отечественных тренеров (не считать же иностранцами подданного Латвии Александра Старкова из "Спартака" или родившегося в Казахстане Ваита Талгаева, возглавляющего "Терек") и лишь один "легионер". Тот самый Петржела, который успел стать настоящим кумиром помешанного на большом футболе Петербурга. Петржела до сих пор неважно говорит по-русски, но, похоже, успел в полной мере воспринять наш менталитет. Оставаясь чехом - славянином по крови и европейцем по духу, - он сумел понять загадочный русский характер. Ведь, что бы там ни говорили о засилье чехов и словаков, которых привез с собой на брега Невы пан Властимил, погоду в "Зените" делают парни с русскими фамилиями - Кержаков, Аршавин, Малафеев, Радимов, Горшков. Да еще примкнувший к ним украинец Спивак.
Мода, впрочем, просто так не проходит. Обойдя на сей раз стороной премьер-лигу, она аукнулась в первом дивизионе. Совсем недавно контракт с краснодарской "Кубанью" подписал еще один чех, Йозеф Хованец. Но тут история особая. Кубанцы бесславно вылетели в минувшем году из высшего футбольного общества во многом потому, что целый год пытались определиться - и с тренером, и с игроками, и с тем, кому всем этим непростым хозяйством рулить.
Теперь на Кубани вроде бы разобрались со своими "лебедем, раком и щукой". И вытаскивать воз из болота призван Хованец. Рискованное, надо сказать, решение. Все-таки не случайно российский первый дивизион имеет твердую репутацию турнира, не имеющего в мире аналогов: 22 клуба, каждому из которых предстоит провести по 42 матча в течение семи месяцев, что почти не оставляет возможностей для серьезной тренировочной работы в ходе сезона. Особенно если учесть, что футболисты и тренеры проводят в воздухе за год куда как больше времени, чем многие профессиональные пилоты - лига-то раскинулась на необозримом пространстве от Новороссийска с Махачкалой до Хабаровска с Владивостоком. От Черного и Каспийского морей до Тихого океана. Да еще и "подводные течения" там сложились, как говорят сведущие люди, весьма специфические. Известный, в том числе и своим высокопрофессиональным отношением к делу, тренер из ближнего зарубежья, которого судьба забросила в клуб российской первой лиги, рассказывал мне как-то: "Даю установку на матч, объясняю, как именно надо обыгрывать очередного соперника. Пора выходить на поле. Ко мне подходит капитан - и, отводя глаза, говорит: простите, тренер, но мы им три очка за прошлый год отдать должны". И вот в таком милом окружении теперь предстоит работать Хованецу.
Не будем гадать на кофейной гуще, судьба которого из соотечественников - триумфатора Петржелы или неудачника Гжебика - уготована Хованецу. Давайте попытаемся вспомнить, что же заставило квартет его предшественников покинуть Россию. Ведь все они не были какими-то авантюристами, которых подсунули клубам ушлые агенты. Итальянец Невио Скала и португалец Артур Жорже побеждали в еврокубках. Француз Роллан Курбис выводил свой клуб в финал. Чех Ярослав Гжебик по всем статьям бил в Лиге чемпионов не потерявший еще силу "Спартак". Но в России - не сложилось.
Возможно, именно потому, что каждый из четверки имел относительно солидный послужной список и - сознательно или неосознанно - считал, что уж с таким-то европейским багажом успех в России, подрастерявшей в последние годы свой былой футбольный авторитет, ему гарантирован. Не случайно ведь на коне оказался Петржела - тренер крепкий, но на родине имевший репутацию середняка. Иными словами, ему было что доказывать. Понятно, что чужая душа - потемки, но некоторые из его коллег особо не скрывали, что на новом месте их привлекла прежде всего сумма контракта (в некоторых случаях доходившая до миллиона долларов в год) в сочетании с небывало по европейским меркам низкими налогами. И что за беда в том, что пришлось досрочно отправиться домой? Ведь каждый наверняка получил солидную неустойку, оговоренную в договоре.
Петржелу отличало от других заезжих наставников и еще одно обстоятельство. Чех не боялся гнуть свою линию, отстаивать перед начальством собственный взгляд, был готов рисковать. А руководство "Зенита" шло ему навстречу. Чехов и словаков, хорошо знакомых пану Властимилу, покупали по первому его требованию и не ставили в вину то, что целый ряд из них заиграть так и не смог. Больше того, когда в 2003 году после катастрофического разгрома в Петровском парке - 1:7 от "Динамо" - многие предрекали Петржеле бесславную отставку, он сумел убедить президента клуба Виталия Мутко в том, что необходимо расстаться с целой группой ветеранов. Ставка была сделана на вчерашних дублеров, которые и принесли Петербургу "серебро".
Вот только такой плеяды юных "звезд", как в северной столице, не было в распоряжении ни у кого из коллег "невского чеха". Скала, к примеру, был сильно удивлен тем набором игроков, с которым руководство "Спартака" предложило ему возрождать репутацию клуба. А дисквалификация Егора Титова стала дополнительным ударом. Курбис во Владикавказе, судя по составу "Алании", вообще не получил средств на селекцию. Гжебик привез в Москву группу возрастных чехов, а довериться по примеру Петржелы резервистам, которые перед тем выиграли чемпионат дублирующих составов клубов премьер-лиги, не рискнул. Жорже в ЦСКА работал, пожалуй, продуктивнее всех из этого квартета. Так, он не побоялся доверить место в основном составе юному Юрию Жиркову, за год сделавшему скачок от второй лиги до первой сборной России и привнесшему в игру армейцев недостающий ей до того европейский порядок.
Так что утверждать, что тренеры "из-за бугра" в России проявить себя не могут, было бы опрометчиво. Другое дело - приглашать их надо гораздо тщательнее, чем игроков. Специалиста высшего класса если и чем можно заманить в Россию, то прежде всего сверхвысоким гонораром. Который придется аккуратно выплачивать, даже если выяснится, что наставник не пришелся ко двору. Поэтому стоит сто раз отмерить: а стоит ли овчинка выделки? Тем более что собственные ресурсы далеко не исчерпаны. Год назад к зарубежным наставникам, как говорят, присматривались еще как минимум два клуба премьер-лиги: "Крылья Советов" и "Торпедо-Металлург" (ныне "Москва"). Оба сделали выбор в пользу наших - и не прогадали. Гаджи Гаджиев привел Самару к бронзовым медалям. Владимир Петраков превратил москвичей из вечного аутсайдера в команду с узнаваемым лицом, которая уже преподнесла ряд сенсаций и через год-другой обещает бороться за награды. Да что говорить о мэтрах, если Анатолий Давыдов с липецким "Металлургом" выбил из Кубка России "Спартак" с тем самым Скалой во главе? И это при том, что весь годовой бюджет этого середняка первого дивизиона в несколько раз меньше сумм, которые гранды премьер-лиги готовы выложить за одного игрока!
... А при чем здесь Турция, спросите вы? Да просто эта страна может служить для нас отличным примером развития национального футбола. Лет 15 назад турки находились на задворках футбольной Европы, но затем стали вкладывать в игру солидные деньги. Средства шли для начала на строительство полей (на которых сейчас готовится к сезону едва ли не вся наша элита, оставляя в турецком бюджете миллионы евро), на развитие детских школ. И только потом турки стали массово приглашать звездных игроков и тренеров с солидной репутацией. Результат такой политики известен - стамбульский "Галатасарай" выиграл Кубок УЕФА и Суперкубок Европы, а сборная Турции вышла в полуфинал последнего чемпионата мира. Что характерно, оба успеха были достигнуты под началом доморощенных тренеров - соответственно Фатиха Терима и Шенола Гюнеша.
Может, когда-то и эти специалисты попадут в фокус внимания российских футбольных меценатов. Но, право же, гораздо приятнее было бы пройти к успеху не с турецкими тренерами, а турецким путем. Отстроить инфраструктуру, поднять детский футбол и начать побеждать. Желательно - собственными силами.