Прошлой осенью в России собран приличный урожай - 78 миллионов тонн зерна. Этого хватает на продовольственные цели и даже немного остается на экспорт, но фуражного зерна для ферм явно недостаточно, к тому же оно слишком дорого. Неудивительно, что спад в животноводстве продолжается. По данным Федерального агентства по сельскому хозяйству, на 1 января 2005 года крупного рогатого скота в России осталось 23 млн. голов (спад 6,7 процента). Меньше стало коров, свиней и лишь поголовье овец примерно осталось на прежнем уровне.
На этом фоне из либерального крыла правительства снова раздаются призывы убрать таможенные барьеры и открыть дорогу импорту. Если это будет сделано, то, скорее всего, на какое-то время мясные продукты подешевеют, зато пока еще оставшиеся российские фермы наверняка прикажут долго жить. После чего цены на продукты на нашем рынке начнут диктовать импортеры и о продовольственной безопасности можно будет забыть.
Впрочем, возможен и более оптимистичный сценарий. На встрече в Кремле главный аграрник сообщил, что в прошлом году производство курятины выросло и наши производители отвоевали у импортеров почти 60 процентов российского рынка мяса птицы. Отрасль прирастает на 10 - 15 процентов в год, и происходит это, как отметил президент, в том числе "за счет квот, ограничивающих импорт". Цены на курятину за год выросли только на 7 процентов - это заметно ниже темпов инфляции.
Напомним, что некогда мощный советский птицепром в 90-е годы был тоже разрушен, потому что в условиях либерализации внешней торговли не мог выдержать конкуренцию с импортерами, которые получали субсидии ЕС и правительства США. Но в последние годы, когда в отрасль пришел частный капитал, а правительство освоило практику гибких пошлин и квотирования, российские птицеводы быстро восстанавливают позиции. Если удастся этот опыт использовать в производстве свинины и говядины, то, возможно, год потребителя действительно наступит.