За кувырками не без удовольствия наблюдал командир 1-й оперативной бригады специального назначения МВД Таджикистана генерал-майор Сухроб Касымов. Его часть считается лучшей во всем Центрально-Азиатском регионе. Состоит она из четырех отдельных батальонов и пяти отдельных рот. Штаб расположен в небольшой живописной долине Гульписта, с которой начинается Варзобское ущелье. На вершинах окружающих гор можно рассмотреть хорошо оборудованные огневые позиции. Боевое охранение здесь налажено. А вообще подразделения спецназа разбросаны по самым диким и отдаленным уголкам Таджикистана вплоть до Припамирья. Там они караулят банды наркокурьеров и контрабандистов. На вооружении - около 100 единиц бронетехники, артбатарея, огнеметы, пулеметы и автоматы.
Из истории мы знаем, что смута рождает не только злодеев, но и героев. Сухроб Касымов в своем крае - живая легенда. Эдакий таджикский Чапаев. Основная профессия у него сугубо мирная - преподаватель-дефектолог. Окончив московский вуз, работал в школе. Еще студентом увлекся восточными единоборствами, получил "черный пояс" по карате. Военная карьера учителя началась в 92-м, когда в республике разразилась гражданская война. Энергичного молодого человека назначили командиром отряда спецназа и отправили в горы - воевать с теми, кто хотел поделить Таджикистан на удельные княжества.
Буквально после первых стычек с оппозиционерами выяснилось, что Сухроб - прирожденный солдат. Его отряд вырос сначала до батальона, потом стал полком. Некоторые из проведенных Касымовым операций, наверное, войдут в учебник по тактике действий в горах, если таковой когда-нибудь издадут в Таджикистане.
В 95-м спецназовцы вели тяжелые бои с крупной группировкой Джумая Намангани в горном районе Тавильдара. Боевики оседлали одну из вершин и с утра до вечера поливали бойцов Касымова пулеметным и автоматным огнем. Попытки выбить их с этих выгодных позиций успеха не приносили. Тогда Сухроб принял поистине суворовское решение: доставить на соседнюю вершину танки. Реализовать его взялся офицер Хуршед Махмадшоев. Он раздобыл где-то бульдозер и затащил один за другим на высоту три тысячи метров три многотонные машины.
- Когда танки наши были наверху, - с усмешкой вспоминает генерал, - я посмотрел в бинокль и увидел, что бандиты преспокойно бродят по своему лагерю. Они знали, что с этой стороны горы неприступны и даже охраны не выставили. Едва первые снаряды у них под ногами стали рваться, паника возникла страшная. По-моему, многие так и не поняли, откуда по ним бьют. Кто в живых остался, драпал без остановки. А Намангани впереди всех...
Первым на бывшей советской территории Касымову довелось столкнуться с международным террористом Хаттабом.
За годы войны генерал потерял многих боевых товарищей. Среди спецназовцев, сложивших головы в боях с оппозицией, 26 славян. Они перестали сниться своему командиру только после того, как он заказал по ним панихиду в храме Христа Спасителя, специально съездив Москву. Сейчас примерно 30 процентов офицерского состава части - русские.
Может быть, поэтому, а может, просто в силу жизненного опыта и зрелости убеждений Сухроб Касымов - стойкий и последовательный сторонник укрепления отношений с Россией. Он не скрывает, что создать и вооружить бригаду ему удалось только благодаря помощи из Москвы и поддержке командования 201-й дивизии и погрангруппы. Комбриг окончил военную академию в Москве, сейчас собирается поступать в Академию Генерального штаба. Все его старшие офицеры - выпускники российских военных вузов.
Заместитель комбрига по оперативной работе майор Дилшот Исламов - добродушный здоровяк в камуфляже - долго рассказывал нам о своей учебе в Рязанском десантном училище. Ему, кстати, есть с чем сравнивать. 45 дней Дилшот провел на антитеррористических курсах в военной академии США в Луизиане.
- Бытовые условия там, конечно, отменные. Но подготовка по сравнению с нашей, рязанской, слабая. Это им надо у нас опыт перенимать, - широко улыбаясь, поведал майор.
Забегая вперед, скажу, что Дилшот, похоже, не преувеличивал. В учебном центре бригады "Навруз" мы имели возможность понаблюдать, как тренируют молодых бойцов. При полном вооружении, под грохот разрывов они за считанные минуты забрались на крутой склон горы и освободили "заложников", захватив в плен несколько "террористов". Попробовав проделать хотя бы половину их пути налегке, мы с позором отступили. А ведь прослужили эти ребята всего шесть месяцев.
Бригада генерала Касымова - самая боеспособная часть в вооруженных силах Таджикистана. Но она всего одна. Поэтому, видимо, генерал считает преобразование 201-й дивизии в российскую военную базу шагом важным и своевременным. По его мнению, обстановка в соседнем Афганистане такова, что, покинь российские войска и пограничники Таджикистан, и поток наркотиков и оружия в сторону Европы увеличится в десятки раз.
- Друг познается в беде, - сказал нам на прощание генерал. - Когда нам было трудно, никто не поддержал нас, кроме россиян. Такое не забывается. И пускай в России знают - если туда беда придет, мы тоже готовы встать за Россию.