НАМ НЕ НУЖЕН "ХОЛОДНЫЙ МИР",

От послесловия ряда американских политиков и обозревателей к понедельничным переговорам

От послесловия ряда американских политиков и обозревателей к понедельничным переговорам госсекретаря США Колина Пауэлла в Москве буквально "холодок бежит за ворот". Смысл комментариев сводится к предположению, что вопреки дипломатически нейтральным высказываниям Пауэлл довел до сведения кремлевского руководства озабоченность администрации США некоторыми внутриполитическими явлениями в России и даже, возможно, увязал перспективы двустороннего партнерства с приверженностью "общим ценностям". Насколько такая оценка приближается к истине? На этот вопрос мы попросили ответить известного российского политолога Александра КОНОВАЛОВА.
- Нет сомнений, что американцы слегка оторопели, поскольку в подвешенном состоянии оказался оговоренный "энергетический диалог" двух стран, мотором которого должна была выступать нефтяная корпорация ЮКОС. Заподозрив, что арест олигарха Михаила Ходорковского имеет политическую подоплеку (я оставляю в стороне вопрос о его вине), они сейчас хотят понять, что собственно происходит. Схожее, назовем это, удивление они испытали в связи с декабрьскими выборами в Государственную Думу. Такая реакция не может не накладываться на содержание внешнеполитического курса.
Вместе с тем я не считаю, что визит Пауэлла стал провозвестником наступления "заморозков" или начального "холодного мира". После сентябрьской встречи в Кэмп-Дэвиде отношения двух государств действительно вступили в новую благоприятную фазу. Правда, недостатком является то, что они строятся на диалоге двух лидеров, а не на взаимодействии политических элит. Это служит объективным препятствием в наших отношениях с Америкой, хотя и не сводит на нет заинтересованность в партнерстве.
Возьмите наше мотивированное несогласие с США с их действиями в Ираке. Американцы приняли его намного лучше, чем отказ воевать вместе с ними союзников - Франции и Германии. Сейчас появляются новые мотивы для взаимодействия с американцами, угодившими в Ираке в капкан. Там они явно "сели на ржавый гвоздь". Мы правильно сделали, что объявили о своем неприятии вторжения. Но вот недавно Владимир Путин подчеркнул, что мы не заинтересованы в поражении США. Почему? Мало кто заметил, что у американцев поменялся противник в Ираке - теперь они все больше сталкиваются там с профессиональными террористами, устраивающими им кровопускание.
Я полагаю, что если американцы уйдут из Ирака (а это может произойти, как предсказывают, если число потерь превысит число жертв 11 сентября), то возникнет новая угроза. Угроза того, что он превратится в плацдарм международного терроризма, а это уже напрямую затрагивает государственные интересы России. На этой почве можно строить эффективное сотрудничество, но при этом широкомасштабное партнерство будет по-прежнему во многом зависеть от внутриполитической ситуации и в России, и в США. Если вместо Колина Пауэлла в Москву приехал бы военный министр Дональд Рамсфелд, мы бы услышали иные речи.