Напомним, что сейчас верхняя ставка ЕСН составляет 35,6 процента фонда оплаты труда. Распределяются деньги следующим образом: 28 процентов идет в бюджет Пенсионного фонда, 4 процента - в Фонд соцстрахования и 3,6 процента - на медицинское страхование. Чтобы работодатель показывал реально выплачиваемую зарплату, предусмотрена льгота в виде регрессивной шкалы налога. То есть чем выше уровень легальной зарплаты, тем относительно меньше доля соцналога.
Однако после введения в действие ЕСН предпринимателей, желающих вывести зарплату из "тени", оказалось не более 5 процентов. Все остальные решили, что выгоднее платить ЕСН по верхнему пределу, но с маленькой зарплаты, а остальное компенсировать персоналу в "конвертах". В РСПП считают, что игра в кошки-мышки наносит вред экономике, репутации бизнесменов и самим работникам, чьи пенсии и социальные выплаты зависят от официальных заработков.
Активный противник высокой ставки ЕСН, член бюро РСПП Каха Бендукидзе давно предлагает снизить налог радикальным образом - до 12 - 14 процентов. Он уверяет, что только в этом случае работодатель не будет прятать зарплату в конверты. С ним согласны не только независимые эксперты, но отчасти и чиновники из экономических ведомств. Правда, последние выступают за постепенное и умеренное снижение ставки налога.
В клубе олигархов решили довольствоваться малым, но реальным компромиссом с правительством. Суть рожденной в недрах РСПП идеи сформулировал глава Координационного совета объединений предпринимателей Олег Еремеев: снижение ставки ЕСН должно сопровождаться радикальным изменением системы социальных выплат в стране. В концепцию налоговой реформы, которую правительство намерено обсудить в феврале, крупный бизнес предлагает внести трехуровневую систему формирования ЕСН. Первый уровень (14 процентов фонда оплаты труда) составляют страховые пенсии, то есть та самая базовая пенсия - плод небесспорной пенсионной реформы. Второй (6 - 8 процентов) - набор социальных и медицинских услуг населения и третий (6 - 8 процентов) - социальные гарантии для работников конкретного предприятия, оговоренные трудовыми соглашениями работодателей и профсоюзов. При этом выплаты, не связанные с потерей трудоспособности работников, не должны осуществляться за счет соцналога. Речь идет и о единовременных пособиях при рождении ребенка, "декретных" пособиях, выплатах на погребение, а также содержание детских спортшкол и иные виды социальной помощи.
Предприниматели считают, что выпадающие из социальной "триады" непроизводственные выплаты обязано нести государство, как это принято во всем мире. Бизнес должен отвечать материально только в момент наступления страхового случая: потери трудоспособности работника, трудовых увечий и профессиональных заболеваний. А обсуждать условия и размеры страховых выплат работодатели собираются с лидерами профсоюзов. Вопрос в том, о чем они в итоге договорятся? Не секрет, что лидеры отраслевых профсоюзов за последние годы установили весьма доверительные отношения с менеджментом крупных российских компаний...
Предлагая реформу, РСПП видит пользу не только для бизнеса, но и для бюджета, который должен получить дополнительные налоговые поступления от вывода зарплаты из "тени". Правда, никаких конкретных данных, даже приблизительных, авторы документа не называют. Точно так же ничего не говорится о влиянии новой ставки ЕСН на зарплату наемных работников. Зато называется 2004 год - время, когда система может заработать во благо бизнеса и государства.
Правительство, недовольное массовым уводом зарплаты от налогов, как будто готово обсуждать варианты снижения соцналога. По крайней мере в Белом доме продолжается работа над совершенствованием налоговой реформы. Правительство собирается ежегодно снижать фискальную нагрузку на 1 процент от ВВП. Правда, сомнительно, может ли государство позволить себе такое сокращение налоговых поступлений, если учитывать, что в 2003 году России предстоят пиковые выплаты по внешним долгам.
Тем более что ЕСН остается одним из самых успешно собираемых налогов. В минувшем году, например, поступления по этой статье составили треть от всего, что было собрано фискальным ведомством.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Мартин ШАККУМ, председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:
- Нагрузка на предпринимателей в виде единого социального налога действительно чрезмерно велика. Но вместе с тем нельзя допустить, чтобы в результате снижения ЕСН ряд социальных выплат осуществлялся за счет других статей бюджета.
Мне представляется, что фискальную нагрузку проще снизить через предоставление предприятиям более широкого доступа к регрессивной шкале при оплате соцналога. Но стремление РСПП через модернизацию системы страхования создавать условия для вывода экономики из тени и роста реальной заработной платы надо только приветствовать.