НАСИЛИЕ С ЭКРАНА ПРИ БЕССИЛИИ ЗАКОНА

Возьмем сравнительно безобидный пример. Взрослый солидный мужчина сидит в зале новейшего столичного кинотеатра и нервно вздрагивает в самые напряженные моменты фильма. А таковых немало: режиссер демонстрирует достаточное количество дорогостоящих спецэффектов. Сначала главному злодею выкалывают глаза и насквозь протыкают голову, а следом с отвратительными брызгами лопается изнутри еще один главный злодей. Заметим, что фильм детский, чрезвычайно сегодня популярный - "Гарри Поттер и тайная комната". "Слава Богу, что я сюда свою дочку не привел", - вслух произносит какой-то зритель.

Фильм про маленького волшебника Гарри Поттера, о котором идет речь, относится, повторяем, к разряду детских. Но даже он, оказывается, некоторыми сценами способен покоробить взрослого мужчину. Тогда что можно сказать о многих других фильмах-хрониках-репортажах? Российская ситуация в этом отношении поистине уникальна. Даже западные эксперты признаются в том, что "злоупотребление свободой слова" (юридический термин) приняло у нас неслыханные для остального мира масштабы.
Некоторые психологи говорят, что насилие на телеэкране оказывает минимальное негативное воздействие на психику человека, поскольку он, мол, умеет отличать реальность от вымысла. Но даже если это и так, в любом случае сказанное не относится к психике ребенка, который, напротив, склонен верить экранной картинке. А посему мафиози, талантливо сыгранный Аль Пачино, или герой Сергея Безрукова из модного отечественного телесериала "Бригада" (у нас любят подражать американцам прежде всего в этом) вполне способен послужить для него образцом. А поскольку гангстерские саги и "Бригада" обеспечивают рейтинги, крутят их исключительно в прайм-тайм.
Загляните в телепрограмму - у нас даже криминальные хроники показывают в детское время. И если на Западе сто раз подумают, прежде чем дать в новостной эфир кадры с изображением обезображенного трупа, которые потенциально могут шокировать зрителя, то российский журналист моральным ограничителем зачастую не стеснен.
В стремлении к натурализму наши СМИ преуспели немало. Вспомним хотя бы, в каких подробностях освещалось этой осенью убийство магаданского губернатора Цветкова. Его труп снимали долго, тщательно и с разных ракурсов. Самое прискорбное заключается в том, что это рядовой эпизод, укладывающийся в простейшую рейтинговую схему, на которой, как правило, и строится политика наших телеканалов.
Показательно: более чем десятикратное по сравнению с 1990 годом сокращение выпуска отечественных фильмов сопровождалось резким - в несколько раз - увеличением доли кинолент, содержащих сцены насилия и жестокости. Мы покупали дешевые американские фильмы, попутно производя такого же качества свои. Об их содержании можно судить уже по названиям - "Беспредел", "Пьющие кровь", "Линия смерти", "Караван смерти", "Кома", "Палач".
"То, что происходит сегодня в области культуры, можно назвать только унижением национального самосознания", - утверждает лидер Народной партии Геннадий Райков. Его высказывание полностью совпадает с недавним исследованием фонда "Общественное мнение" (ФОМ) об отношении граждан к цензуре в СМИ. Результаты исследования оказались весьма красноречивы: 54 процента опрошенных высказались "за" введение цензуры и лишь 22 процента (в два с половиной раза меньше) - "против".
Понятно, что в данном случае речь идет не о цензуре и в обозримом будущем вряд ли можно ожидать ее введения. Но нам здесь важны не намерения власти, а вот эта на первый взгляд неожиданная готовность людей поступиться своими правами на получение "беспристрастной и разносторонней" информации. Поступиться во имя собственного душевного спокойствия. В чем здесь дело? Это не что иное, как своеобразная реакция на перебор по части показа всякого рода насилия.
Можно ли изменить ситуацию? Есть 21-я статья Конституции, говорящая о том, что "никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию". Действие этой статьи может быть распространено и на потребителей соответствующей медиа-продукции. Вытекающие из конституционной логики законодательные инициативы были недавно предложены депутатом Госдумы, первым заместителем председателя Народной партии Валерием Гальченко. Они оформлены в виде дополнений к Закону РФ "О средствах массовой информации". Согласно этому законопроекту, вводится запрет на показ "в теле-, видео-, кинохроникальных программах трупов людей, сцен актов насилия и издевательств над людьми и животными". Предлагается также запретить публикацию таких материалов и в печатной периодике. Автор исходит из того, что всего этого мы уже "наелись" сверх всякой меры.
В законопроекте содержится и такой важный момент: за рамки самого рейтингового временного интервала (с 8 часов утра до 22 часов вечера) сдвигаются художественные фильмы, в которых "демонстрируются способы подготовки и совершения убийства, а также дается положительная оценка людям, совершающим акты насилия над другими людьми". При этом содержится требование, чтобы "доля национальных (художественных, анимационных и телевизионных) фильмов составляла не менее 60 процентов всех фильмов, показ которых осуществляется телевизионным вещателем по эфирному и кабельному вещанию".
Еще раз подчеркну, что речь не идет ни о введении цензуры, ни о возвращении к практике советских времен, когда западная телепродукция была представлена на экране крайне дозированно, зато совершенно безлимитно транслировался советский агитпроп. Напротив, ставится задача вернуть отечественное телевидение в социально ориентированное русло, что составляет основу национального телевещания во всем цивилизованном мире.
В таком же смысле стоит понимать еще один законопроект "народников" - об отказе от ориентации на агрессивную телепродукцию с посильным замещением ее (от 10 до 20 процентов эфирного времени - в зависимости от частной или государственной формы собственности телевещателей) детскими передачами, телепрограммами физкультурно-оздоровительной, исторической, культурной, религиозно-нравственной тематики. Думается, что дефицита художественных фильмов на телеканалах возникнуть не должно. В том, что хороших отечественных фильмов у нас достаточно, сомнений ни у кого не возникает. Такие фильмы, как "Бриллиантовая рука", "Белое солнце пустыни" и "Джентльмены удачи", до сих пор пользуются репутацией самых любимых россиянами кинолент.
Хотелось бы заметить, что "народники" не впервые выступают с актуальными в медийной сфере инициативами. Они одними из первых начали активно вводить в большую политику тему негативного воздействия СМИ на социальное самочувствие общества. Тем самым был поставлен вопрос о внятной информационной политике государства, которую Россия в отличие от Запада долгое время отказывалась признавать в качестве фактора, имеющего прямое отношение к национальной безопасности.
Вполне резонной представляется также идея лидеров Народной партии о создании в перспективе Общественного совета по делам СМИ для этической оценки. Они полагают, что время для ее реализации пришло: в противном случае мы рискуем окончательно потерять гражданские и нравственные ориентиры.