Этот самолет, на разработку которого еще в советское время было затрачено несколько миллиардов долларов, должен был прийти на смену устаревшему Ан-12. Его первый экземпляр был построен еще в 1994 году, однако через год потерпел катастрофу. Второй в 2000 году разбился в Омске, но был восстановлен и продолжил испытательные полеты. Но и они сопровождались многочисленными отказами. Кроме того, еще не пошедший в серию Ан-70 уже не соответствует требованиям ИКАО по шумам, и дорога в большинство стран для него уже закрыта.
И Москва, и Киев в поисках инвесторов усиленно предлагали новую, по многим параметрам уникальную "машину XXI века" европейцам, китайцам и индусам. Безрезультатно. Считалось, что основным заказчиком Ан-70 станут ВВС России, но теперь не будет и этого. Генерал-полковник Михайлов заявил, что в качестве среднего "транспортника" для нас предпочтительнее полностью российский Ту-330. Одна беда - пока он существует лишь на бумаге. Но, полагает главком, Ту-330 можно будет построить очень быстро, "так как этот самолет и уже летающие Ту-214 и Ту-204 на 70 процентов совершенно одинаковы.
Перемены в планах российских военных наверняка не вызовут одобрения и в Омске. Ведь расположенное там ПО "Полет" еще в 2001 году выиграло тендер на производство серийных Ан-70. В минувшем декабре там состоялась закладка первой машины. Причем сделано это было на собственные средства "Полета" и бюджета региона. Под эту программу, общая стоимость которой на первом этапе оценивалась в 100 миллионов долларов, объединение создало 3 тысячи новых рабочих мест. Что теперь будет с ними?