МЗДОИМСТВО БЬЕТ РЕКОРДЫ

Коррупция среди больших и маленьких "ганьбу" - кадровых работников партгосаппарата давно стала обыденной в современном Китае. Не проходит и пары дней, чтобы в местной прессе не появлялись сообщения о поимке одного или целой группы мздоимцев и казнокрадов.

Масштаб хищений обычно варьируется от нескольких тысяч до сотен миллионов юаней, а уровень замешанных в них чиновников - от руководителей уездного звена до ответственных сотрудников центральных министерств и ведомств.
Однако случай, расследование которого вот уже несколько месяцев в строжайшей тайне ведется в зажиточном портовом городе Сямэнь, что в провинции Фуцзянь на юго-востоке Китая, по своему размаху затмевает все прежние рекорды злоупотреблений, включая нашумевшее пять лет назад дело о взятках в пекинском муниципалитете. Шила в мешке не утаишь. Несмотря на то, что до сих пор центральная печать КНР хранит молчание о следствии, в ряд местных газет и в гонконгскую прессу просочились сведения о скандале вокруг коррупции, который предстает как крупнейший за все полвека существования КНР.
Речь идет о беспошлинном, в обход таможенных сборов ввозе через Сямэнь в Китай на протяжении пяти последних лет дизельного топлива, автомашин, нефтепродуктов, табачной продукции и других товаров на общую сумму порядка 9, 5 миллиарда долларов.
По делу "4-20", названному так по дате его заведения в апреле прошлого года, уже задержано несколько десятков высокопоставленных партгосфункционеров городского и провинциального уровня, включая руководителей местных правоохранительных органов и таможни. По некоторым сведениям, по подозрению в причастности к контрабанде в особо крупных размерах арестован и ряд старших офицеров расквартированных в Сямэни армейских и флотских подразделений.
В центре разворачивающегося грандиозного скандала стоят сямэньская торговая фирма "Юаньхуа" и ее президент - удачливый предприниматель Лай Чансин. Некогда простой крестьянин, в начале 80-х годов он перебрался из Фуцзяни в Гонконг и основал там три торговые фирмы, через которые к середине 90-х и наладил контрабанду расхожих товаров в родную провинцию. Как частный бизнесмен Лай не имел права на импорт продукции в Китай, а потому действовал через подкупленных им сотрудников тех государственных компаний, что имели лицензии на право внешнеторговой деятельности.
Задабривая чиновников солидными взятками, он сумел заручиться поддержкой и неподкупных военных - устраивал их детей к себе на высокооплачиваемую работу и обеспечивал бесплатное членство в принадлежавших ему фешенебельных клубах с полным набором недешевых развлечений. Покровительство Лай Чансину в его незаконном бизнесе оказывал вице-мэр Сямэни Лань Пу, давно и прочно "повязанный" взятками и подношениями. По сообщениям гонконгской печати, оба хапуги скрываются сейчас в Австралии, и китайские власти уже обратились в Интерпол за содействием в задержании и выдаче преступников.
О том, насколько серьезное значение придает руководство КНР делу о коррупции в Сямэни, говорит тот факт, что следствие ведут более 400 сотрудников прокуратуры и аудиторов. В ноябре прошлого года все они вселились в новый 28-этажный отель в этом городе, где и проводятся допросы задержанных. Более того, расследование возглавляет сама госпожа Лю Лиин, занимающая пост заместителя секретаря ведущего органа партийного контроля - Центральной комиссии по проверке партийной дисциплины (ЦКПД). Известность как "грозы коррупционеров" она снискала тем, что пару лет назад собрала достаточное количество улик, чтобы отправить на 16 лет за решетку бывшего партийного наместника китайской столицы Чэнь Ситуна. В прошлом году проводившееся под ее руководством следствие о контрабанде в городе Чжаньцзян южнокитайской провинции Гуандун вскрыло факты злоупотреблений на сумму около 10 млрд. юаней (1,2 млрд. долларов), а шестеро из проходивших по делу преступников были приговорены к смертной казни.
По мнению наблюдателей, следствие и суд по "сямэньскому делу" станут проверкой на прочность решительного настроя Пекина на истребление "явлений разложения", как именуют в Китае факты использования служебного положения в корыстных целях. Выступая недавно на заседании ЦКПД, председатель КНР Цзян Цзэминь заявил о решимости беспощадно карать уличенных в коррупции чиновников вне зависимости от занимаемых ими постов и прежних заслуг. Готовы ли китайские власти подкрепить слова делами - покажет результат ведущегося следствия...